
Курортный сезон по-российски: что происходит на оккупированном Азовском побережье в Запорожской области
Россия четвертый год подряд пытается создать иллюзию курортного процветания на захваченных территориях Запорожской области. Каждое лето оккупационная администрация отчитывается о якобы рекордной посещаемости и превращении Азовского побережья в новый туристический центр. Звучат громкие обещания еще более успешного сезона и планы по возрождению региона.
Но за этими парадными отчетами скрывается совсем другая реальность: разграбленные отели, почти пустые пляжи, пятна мазута в море и постоянное ощущение страха среди местных. Туристический сезон для Кремля – это не про отдых, а попытка продемонстрировать контроль над оккупированными территориями и создать видимость мирной жизни в условиях войны. В то же время убытки туристической отрасли настолько масштабны, что их не компенсируют никакие показательные улучшения.
«Первый Запорожский» выяснил, как россияне проводят курортный сезон-2025, каких «успехов» планируют достичь и что на самом деле происходит на захваченном побережье Азовского моря в оккупации.
Россия включила Бердянск в перечень курортов федерального значения: прогнозируют рост туристов до 250 тысяч
Оккупационная администрация называет прошлый год «началом возрождения» курортной отрасли временно оккупированных территорий Запорожской области. Главным событием стало внесение Бердянска в перечень курортов федерального значения России – по утверждению оккупационных властей, это якобы открывает для города «новые возможности».
Так называемый «заместитель министра спорта и туризма Запорожской области» Виталий Карпунькин заявил, что летом 2024 года регион якобы посетили более 100 тысяч туристов – на 30 тысяч больше, чем годом ранее. По его словам, отдыхающие приезжали из 20 регионов РФ. А бывший гауляйтер Бердянска Александр Сауленко утверждал, что город в прошлом сезоне посетило 130 тысяч отдыхающих.

Фото: Бердянськ Сьогодні
По данным оккупационной статистики, в прошлом году на побережье действовали 373 коллективных заведения размещения – в пять раз больше, чем в 2023-м. Основную часть туристов составляли жители оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, которые, по словам Сауленко, «не боятся комендантских часов и трудностей».
Подготовку к новому сезону захватчики начали еще в январе. В этом году их планы еще более амбициозные: Сауленко заявлял, что Бердянску придется сделать очень много, чтобы подтвердить статус «Всероссийской здравницы». По его словам, город ожидает 200-250 тысяч туристов. В то же время российское «министерство туризма» дает более сдержанный прогноз – не менее 150 тысяч.
В этом сезоне оккупанты планируют расширить географию туристов: кроме жителей так называемых «ДНР» и «ЛНР», хотят привлечь «гостей» из центральной России, в частности семьи военных. По словам Карпунькина, особое внимание также уделят северным регионам и Зауралью.




Кадры из видео местных жителей, опубликованных на Youtube
Сауленко также утверждает, что в прошлом году оккупационным властям якобы удалось преодолеть страх и неуверенность населения, вызванные войной. Для закрепления этого эффекта и улучшения имиджа региона в этом году утвердили план из более 70 мероприятий – от благоустройства до создания нормативной базы для «качественного и безопасного отдыха».
Миллионы из федерального бюджета и большие обещания: Россия инвестирует в курортную инфраструктуру оккупированных территорий
Россия активно развивает туристическую инфраструктуру на оккупированном Азовском побережье. По словам Сергея Костенко, исполняющего обязанности директора российского государственного предприятия «Курорты Запорожской области», которое после оккупации получило контроль над конфискованными (фактически – захваченными) РФ отелями и базами отдыха, в этом году планируют открыть одиннадцать новых объектов: четыре – в Бердянске, один – в Приморске и шесть – в Кирилловке.


Фото: 5 Редакція
Впервые оккупированную часть Запорожской области включили в федеральную программу «Пять морей и озеро Байкал» – президентскую инициативу Владимира Путина, предусматривающую создание круглогодичных курортов в разных регионах РФ и так называемых «новых территориях». Самый масштабный проект – строительство курорта на Обиточной косе в Приморском районе, который якобы должен превратить косу в «жемчужину Приазовья» и стать крупнейшим курортом Азовского побережья.
Реализация запланирована в несколько этапов: в 2025 году – разработка мастер-плана, строительство – с 2027-го, открытие – до 2030-го. Проект предусматривает масштабную застройку с отелями, бассейнами и инфраструктурой «первой линии». Сейчас идет урегулирование земельных вопросов.
Финансирование обеспечивает механизм «единой субсидии» – из федерального бюджета выделяют средства на модульные гостиницы, кемпинги, пляжную инфраструктуру, пирсы и т.д. В этом году объявили о выделении 112,5 млн рублей на развитие туризма в регионе.
В Бердянске уже должен был заработать модульный отель «OMORE» на берегу Азовского моря. Россияне заявляют, что отель с 25 номерами стоимостью более 87,5 млн рублей (из них 37,5 млн – федеральная субсидия) станет первым подобным объектом в регионе. Это также первый курортный проект, который Россия начала возводить на побережье с началом оккупации в 2022 году. В январе оккупационные власти сообщали о завершении строительно-монтажных работ и планировали открытие на весну 2025 года. Однако информации о начале работы отеля до сих пор нет.




Фото: Бердянськ Сьогодні
Тем временем местные «власти» активно отчитываются о благоустройстве. В Кирилловке перед началом сезона отремонтировали подстанцию для стабильного электроснабжения. В Приморске на набережной планируют установить фотозоны и концертную площадку, а также реконструировать парк «Юбилейный». В Бердянске обновляют набережные и зоны отдыха – в мае оккупанты сообщали о ремонте 400 скамеек, 200 урн, побелке 16,5 км бордюров и восстановлении гранитной облицовки парапетов. Также ищут инвесторов для восстановления советских здравниц, планируют возродить грязелечебницы и разработать новые медицинские программы.
Оккупационная администрация признает: для реализации проектов нужна модернизация транспортной инфраструктуры. Речь идет о реконструкции дорог, восстановлении железнодорожного сообщения и даже запуске авиарейсов.
Пока россияне анонсируют очередной амбициозный инфраструктурный проект, в Бердянской городской военной администрации констатируют: государственные субсидии – это попытка России создать искусственную туристическую активность в условиях оккупации, а заявления об «инвестициях» носят преимущественно пропагандистский характер.
Показательным примером неэффективности стала реконструкция смотровой площадки в Бердянске. Весной 2024-го ее обещали завершить за несколько месяцев, но сроки постоянно переносили. Сейчас работы до сих пор не завершены, а жителей продолжают успокаивать очередными обещаниями.



Фото из российских пропагандистских медиа
Переклассификация, отчетность и угрозы конфискацией: оккупанты устанавливают полный контроль над туристической сферой
Подготовка к курортному сезону в оккупации началась с полного перевода туристической сферы под российский контроль. Юридическую основу создал так называемый «закон о туристической деятельности», принятый оккупационной администрацией. Он предоставляет местным властям полномочия выдавать разрешения, вводить санкции и определять, какие объекты могут работать.
Владельцев гостиниц, пансионатов, баз отдыха и частных имений обязали до 1 сентября 2025 года пройти переклассификацию по российской системе «звездности» и перерегистрировать бизнес. До 1 февраля 2025 года они должны подать отчетность в Росстат, установить кассовые аппараты, а также выполнить требования по санитарии, пожарной безопасности и антитеррористической защите. За нарушения предусмотрены штрафы – от 10 до 70 тысяч рублей.

Фото: Getty Images
Еще одним инструментом давления стала так называемая «инвентаризация» – массовые проверки с участием налоговой, МНС, Росгвардии и местных администраций. Формально это осмотр на предмет нарушений, фактически – механизм установления полного контроля над бизнесом. Владельцев, которые отказываются сотрудничать, предупреждают о возможном внесении их заведений в список «бесхозных», что открывает путь к конфискации.
Россия подает такие действия как «упорядочение отрасли», однако на самом деле речь идет о системном перераспределении собственности. На побережье формируется жесткая вертикаль, где вся инфраструктура работает по российским правилам и подчиняется государственным структурам и приближенным лояльным бизнесменам.
Отели без персонала: Россия пытается компенсировать нехватку работников на курортах студентами
Четвертый год подряд курортный сезон на оккупированном побережье сопровождается острым дефицитом персонала. Владельцам отелей, баз отдыха и санаториев не хватает работников для обеспечения надлежащего сервиса, особенно учитывая новые требования российской «звездной» классификации.




Кадры из видео местных жителей, опубликованных на Youtube
Чтобы частично решить проблему, привлекают студентов местных колледжей. На базе Мелитопольского колледжа действует программа «Профессионалитет», по которой студенты проходят практику на курортах в роли горничных, администраторов и рецепционистов. Часть уже направили в Бердянск, Приморск и Кирилловку. Оккупационное «министерство образования» планирует внедрить подобные проекты и в других учебных заведениях.
Также обещают повышать квалификацию действующего персонала путем коротких семинаров для работников рецепций, отделов бронирования и уборщиков. Даже базовые навыки обслуживания пытаются усовершенствовать в ускоренном режиме.
Однако проблема не только в нехватке кадров, но и в низкой мотивации. В условиях оккупации, изоляции, мизерной оплаты и рисков для безопасности трудно найти желающих работать даже среди студенческой молодежи.
Проводят агитационно-пропагандистскую работу: как туристов из России убеждают ехать на оккупированное Азовское побережье
Так называемое «Министерство спорта и туризма Запорожской области» активно продвигает туристический потенциал оккупированного региона, пытаясь создать образ «комфортного места для отдыха», а не зоны боевых действий.
В июне на туристическом форуме «Путешествуй!» в Москве оккупационная делегация презентовала возможности Бердянска и Приазовья. Стенд Запорожской области, как отчитываются российские информационные ресурсы, посетили более 10 тысяч человек, которым демонстрировали видео о пляжах и раздавали рекламную продукцию. Экспозицию отметили как «лучшую привлекательную программу».




Фото из российских пропагандистских медиа
В Бердянске открыли туристическо-информационный центр, который консультирует отдыхающих и продает сувениры. Также запустили справочный сайт с фотогалереями и перечнем отелей.
Также оккупационные власти налаживают сотрудничество с туристическими структурами РФ. Самые тесные контакты – с Ростовской областью: в рамках бизнес-миссии «Открой Свободный Дон» представители туриндустрии посещали Бердянск и Приморск, помогая формировать маршруты и маркетинговые стратегии. Весной соглашение о сотрудничестве подписали с Воронежем.
Отдельно захватчики пытаются привлечь транзитных туристов, направляющихся в Крым. Для этого разрабатывают автотуристический маршрут «Азовское кольцо» – межрегиональную инициативу, которая должна объединить все подконтрольные России города Приазовья.
Однако конкретных данных о том, сколько новых туристов привлекла эта агитация на оккупированное побережье Запорожской области, российские чиновники и подконтрольные медиа не сообщают.
Иллюзия туризма и реальность войны: как оккупанты милитаризируют побережье
В начале июня российская оккупационная администрация официально объявила об открытии курортного сезона на Азовском побережье. По ее утверждениям, Бердянск, Кирилловка и другие прибрежные населенные пункты «полностью готовы» принимать туристов. Оккупанты рапортуют о налаженном коммунальном обслуживании – вывозе мусора, водоснабжении и электроснабжении. Заявляют, что муниципальные службы дважды в день убирают пляжи.




Фото из российских пропагандистских медиа
Директор российской туристической компании «Судаков.Тревел» Наталья Судакова говорит, что туристов привлекают ухоженные пляжи, чистота воды и песка. Она отмечает, что десятидневный отдых для семьи из четырех человек стоит в среднем 60-90 тысяч рублей (32-48 тысяч гривен).
Однако по словам председателя ЗОВА Ивана Федорова, за медийной картинкой скрывается совсем другая реальность. Оккупанты создают показательные декорации для российских медиа, тогда как побережье превращено в милитаризованную зону. Базы отдыха, гостиницы и пансионаты массово заняты российскими военными: там размещают технику, склады боеприпасов и системы ПВО. Заведения, владельцы которых отказались сотрудничать с оккупационными властями, были «национализированы» или разграблены.


Фото: Приморка.City
Бердянский морской порт оккупанты сделали тыловым логистическим хабом российской армии. Там обустроили укрытия, проложили новые железнодорожные ветки, установили цифровые системы учета и расширили перегрузочные мощности. Через порт массово поставляют оружие, технику и личный состав. К 2030 году россияне планируют нарастить грузооборот до 2,4 млн тонн в год. Речь идет не только об обеспечении войска, но и о вывозе награбленных украинских ресурсов.
Попытки захватчиков создать иллюзию налаженной жизни выглядят абсурдно. Местные избегают улиц без крайней необходимости. Из-за потери доходов от туризма многие вернулись к сельскому хозяйству.
В центре Бердянска окна дома культуры завода «Южгидромаш» заварили листами от старых мусорных баков. Кафе «Трио» на центральном пляже превратилось в стихийную свалку. А то, что пляжи заброшены, признают даже оккупационные телеграм-каналы. В июне туристы из «ДНР» жаловались на состояние нижнего пляжа в Бердянске, назвав его «загаженным, как никогда».

Фото: Бердянськ Сьогодні
Чтобы создать видимость курортного сезона, оккупационные власти заманивают туристов из глубинки РФ – Ростовской, Самарской, Тюменской, Иркутской областей – предлагая дешевые туры выходного дня. Но эта тактика имеет и военную цель: прикрываясь гражданскими, россияне прячут военные объекты, используя людей как «живой щит».


Фото: 5 Редакція
Статистика свидетельствует о провале всех усилий. До полномасштабной войны Кирилловка ежегодно принимала до 2,5 млн туристов, Бердянск – более миллиона. Зато сегодня даже нынешние заявления оккупантов об ожидании 150 тысяч гостей выглядят нереалистично. Как отмечает Центр национального сопротивления, отдыхать «среди руин, пушек и солдат с автоматами» желающих крайне мало.
Четвертый год подряд курорты остаются почти пустыми, а единственными постоянными «отдыхающими» остаются российские военные. На фоне этой реальности громкие заявления о «восстановлении туризма» все очевиднее выглядят как пропагандистский фарс. На самом деле Азовское побережье остается зоной повышенной опасности для гражданского населения.
***
Россия активно декларирует «возрождение» оккупированного Азовского побережья, обещая превратить его в курорт федерального значения. Такая риторика должна создать иллюзию мирной жизни, хотя на самом деле «успешный курортный сезон» – фикция, призванная замаскировать реальность оккупации.
Туризм используется не для развития, а как инструмент усиления контроля. В условиях войны, милитаризации, экологических угроз и общей опасности полноценный отдых невозможен. Имитация туристической активности служит прежде всего пропагандистским целям и военным интересам.
Настоящее восстановление региона и туристической отрасли возможно только после деоккупации, демилитаризации и возвращения территории под контроль Украины.
Текст – Александр Носок
Читайте также:
Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp
Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!
0