
На Хортице спасают уникальный корабль XVIII века: международная экспедиция исследует затопленные сокровища казацкой эпохи
На западном побережье Днепра, возле Наумовой балки, работает международная археологическая экспедиция «Хортица–2025». В ней принимают участие специалисты Национального заповедника «Хортица» и исследователи истории судостроения из США и Швеции.
После разрушения Каховской ГЭС археологи получили уникальную возможность исследовать сотни артефактов казацкой эпохи, которые десятилетиями находились под водой. Среди них есть предметы, которых ранее не было в фондах заповедника. Самой ценной находкой стали остатки носовой части дубель-шлюпки возрастом около 300 лет.
О ходе экспедиции рассказали в новом выпуске YouTube-проекта «Реальная история».
Руководитель экспедиции, заведующий отделом охраны памятников истории, археологии и природы, гидроархеолог Дмитрий Кобалия рассказал, что найденное судно является военным и датируется 1738 годом.
«Найден только небольшой участок судна – носовая часть с остатками правого борта. На самом деле оно было очень большим, около 17–18 метров. Это был военный корабль с пушками», – рассказывает Кобалия.


Исследователи отмечают, что часть корпуса хорошо сохранилась под слоем ила.
«Здесь даже осталась красная краска. В те времена палубу и верхнюю часть лодок, особенно военных, часто покрывали именно красной краской, чтобы пятна крови сливалась и не нервировали матросов», – объясняет руководитель экспедиции.


По его словам, на борту судна было шесть пушек-фальконетов, установленных на специальных опорах. Это вооружение в основном применяли против пехоты: оно действовало подобно современным пулеметам, стреляя картечью или даже гвоздями.
Найденное судно является частью масштабной военной операции XVIII века. В 1735 году Россия начала новую войну с Османской империей и Крымским ханством. Территория Гетманщины и Запорожской Сечи стала плацдармом для российской армии, которая планировала наступление на Перекопский перешеек – ключевой путь из украинской степи в Крым. Еще одной стратегической задачей был захват Кинбурнской крепости, контролируемой турками. Контроль над ней давал россиянам выход из Днепра к Черному морю.
Для таких операций армии были нужны сотни речных лодок. Одна из них и появилась сейчас на отмели Днепра. Эти лодки строили за счет российской казны на реке Десна Брянским Адмиралтейством. Затем их сплавляли вниз по течению в Киев, а дальше по Днепру – в Хортицу.
«В 1737 году таких лодок построили более трехсот. Территория была заполнена судами – осенью 1738-го и зимой 1739-го здесь стояло более трехсот лодок», – говорит Дмитрий Кобалия.


Эти лодки составляли основу Днепровской военной флотилии Российской империи. Они были легкими, рассчитанными на быстрое передвижение по рекам, перевозку войск и пушек, а также участие в сражениях против Османской империи и Крымского ханства.
В той войне запорожские казаки воевали на стороне русских, используя собственные суда – легендарные чайки. Их опыт речного судостроения насчитывал более века, тогда как у русских подобных традиций не было. Поэтому часть технологий они позаимствовали именно у казаков.
«Можно сказать, что казацкие технологии использовали, но какие именно – мы только сейчас исследуем. Однако здесь были не только казацкие технологии – это было очень интересное время, когда применяли также британские, французские и голландские технологии», – рассказал Кобалия.




Он отметил, что в тогдашнем флоте даже существовал отдельный термин – «казацкие лодки», которым официально называли малые речные суда вплоть до середины XIX века.
Вокруг судна исследователи надеются найти множество мелких артефактов: гвозди, монеты, пуговицы, а также мушкеты или сабли.




К экспедиции присоединились всемирно известные археологи. Среди них – научный директор одного из самых престижных морских музеев мира Ваза (Стокгольм, Швеция) Фред Хокер.
На вопрос о мотивации приезда в Украину во время войны Хокер ответил: «Более 300 лет назад король моей страны пообещал гетману запорожских казаков Филиппу Орлику, что Швеция всегда будет защитником Украины. Мы серьезно относимся к этому и сегодня. Мы не подходим в качестве солдат, но можем использовать наши навыки, чтобы помочь Украине сохранить ее культурное наследие».


Для иностранных ученых эта находка имеет исключительное значение для мировой истории судостроения.
«Для меня как морского археолога это уникальная группа находок. Не только этот корабль, но и сотни других, которые затонули здесь, и вместе создают удивительный контекст: армия, располагавшаяся лагерем на склонах, и корабли, которые ее перевозили. Эти суда остаются здесь, похороненные на разных пляжах, и в мире нет другого подобного места. Они рассказывают нам о людях, которые плавали по этой реке, столь важной для истории Украины. И даже если эти корабли перевозили войска российской армии, они все равно являются частью огромного полотна истории Днепровской долины — важной для запорожских казаков, народа Украины и государства, которое сейчас является Украиной», — подчеркнул Фред Хокер.
Сейчас археологи работают над трехмерной моделью судна и готовятся к его перемещению в специальный ангар. Самый большой вызов – сохранить древесину, ведь после контакта с кислородом она быстро разрушается. Ситуацию осложняет то, что остатки пролежали на поверхности более двух лет.
В будущем запорожские археологи надеются найти и легендарные казацкие чайки.
«Они будут найдены. Нужно заниматься этим постепенно и постоянно, а не эпизодически, один-два раза. Это нельзя сделать быстро и легко – нужно целенаправленно работать много лет», – отметил Дмитрий Кобалия.


В сюжете отмечают, что нынешняя территория Большого Луга охватывает десятки километров еще не исследованных земель, изучение которых займет много лет. Археологи и в дальнейшем будут открывать здесь следы прошлого, которые долго сохраняла вода. В то же время авторы проекта подчеркивают: будущее Большого Луга до сих пор неопределенно. Эта местность может либо возродиться как уникальное природное и историческое наследие, либо снова оказаться под водами потенциального нового водохранилища.
Напомним, что идея проведения экспедиции возникла в сентябре 2024 года на Всемирном конгрессе морских музеев, членом которого является заповедник. Инициатором проекта стал профессор Фред Хокер, научный директор Музея Ваза, сотрудничество с которым началось в мае 2023 года. К экспедиции присоединились известные специалисты из разных стран: из Швеции – профессор Фред Хокер; из США – профессор Университета Восточной Каролины Ларри Бебитс, исполнительный директор Национального союза морской истории и археологии Кэти Грин, а также подводный археолог и парамедик-спасатель Службы спасения Род-Айленда Джон Фошер; Великобританию представляет режиссер и оператор компании Blink Films Бен Голгейт. К работе экспедиции также присоединились сотрудники отдела реставрации, инженерной группы и отдела фондов заповедника.
Читайте также:
Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp
Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!
0