Сохранить от забвения: как запорожские исследователи спасают из-под обстрелов исторические артефакты и семейные архивы прифронтовых громад

Сохранить от забвения: как запорожские исследователи спасают из-под обстрелов исторические артефакты и семейные архивы прифронтовых громад

В течение лета команда историков и фольклористов путешествовала по селам Запорожской области вдоль линии фронта. По крупицам собирали воспоминания и личные вещи местных жителей, фиксировали устные истории и музыкальный фольклор местных громад. С важной миссией – сохранить память родного края, оказавшегося в огне войны.

Результатом этой кропотливой работы стала выставка «Спасённые воспоминания: культурное наследие Запорожья», которая представляет собранные материалы и воссоздаёт историю прифронтового региона через личные судьбы и культурные артефакты.

Подробнее о выставке – в материале «Первого Запорожского».

Историки и фольклористы объединились ради общей цели – сохранения истории населённых пунктов у линии фронта

24–26 октября в Запорожье прошла уникальная выставка-презентация проекта «Спасённые воспоминания: культурное наследие Запорожья». Это не просто демонстрация старинных вещей, а один из результатов спасения культурной памяти региона, который сейчас находится под постоянными обстрелами и частичной оккупацией.

Проект стал результатом серии летних экспедиций, в ходе которых историки и фольклористы исследовали почти всю Запорожскую область – от востока до запада, охватив прифронтовые громады и сёла. Основная цель этих экспедиций – зафиксировать и эвакуировать то, что ещё можно спасти, прежде чем это исчезнет навсегда. За это время исследователи успели поработать в некоторых сёлах, которые сейчас уже оккупированы россиянами.

Проект «Спасённые воспоминания: культурное наследие Запорожья» реализовала общественная организация «Гуляйпольские старожитности» в сотрудничестве с Запорожским научным обществом имени Якова Новицкого и Творческой лабораторией степного распева «Євшан Зілля».

«В течение летних месяцев мы провели серию экспедиций по Запорожскому региону – именно по прифронтовым территориям. Мы фиксировали устные исторические традиции, записывали воспоминания жителей, музыкальный фольклор сёл и имена носителей песенного наследия. Оцифровывали семейные архивы, локальные музейные собрания при клубах и сельских советах», – отмечает глава организации «Гуляйпольские старожитности» Сергей Звилинский. Организация начала свою работу задолго до полномасштабного вторжения – в 2014 году. С тех пор команда исследователей занимается сбором, изучением и популяризацией исторического наследия Запорожского края.

Выставку также посетила исполняющая обязанности городского головы Регина Харченко. Она подчеркнула важность сохранения общей памяти громады о своей истории и опыте. Особенно в условиях войны, когда многие люди потеряли свои дома на прифронтовых и оккупированных территориях.

«Важно помнить и вспоминать. И никогда, никогда не дать возможности умереть тем воспоминаниям, которые мы храним. Ведь именно люди – часть национальной культурной и исторической памяти. Каждый из нас может создавать и беречь воспоминания и ценности, за которые сейчас воюют наши парни и девушки».

Семейные сундуки хранят воспоминания и традиции прифронтовых громад

Особое место в экспозиции занимает коллекция сундуков – традиционного приданого девушки, куда складывали одежду, рушники, украшения и деньги. Эти предметы быта нередко становились носителями памяти: под крышками сохранялись записи о семейных событиях, фотографии, финансовые расчёты и заметки. На выставке представили семь разных сундуков, хотя общая эвакуированная коллекция общественной организации «Гуляйпольские старожитности» насчитывает уже более 20 экземпляров.

Сундук из Орехова, датированный примерно 1902–1903 годами, является самым старым в представленной коллекции. Он принадлежал Наталии Залозной – жительнице Орехова. Сундук был изготовлен в местечке Игрень (ныне территория современного Днепра), известном своим сундукарством. Характерной чертой является богатая растительная орнаментация, в центре которой изображён вазон с цветами – символ дерева жизни. Этот сундук сохранился почти идеально и имеет оригинальные элементы. Владельцы эвакуировали его в 2022 году в Комышуваху после начала обстрелов Орехова, а в 2024 году доставили в Запорожье. 

Сундук игренского типа – с традиционным цветочным орнаментом. Изготавливался мастерами из местечка Игрень в конце 19 и начале 20 веков. Он принадлежал Наталии Залозной – жительнице Орехова

Сундук семьи Литвиненко из Гуляйполя – образец переходного периода в бытовом дизайне. Изначально подобные сундуки изготавливали без ножек, позже – ради удобства и в соответствии с новой модой – их начали ставить на подставки. Мастер Йосип Омельянович восстановил этот сундук в 1946 году, оставив собственную подпись. Он установил сундук на ножки и добавил выдвижные ящики. Семья Литвиненко эвакуировала его из Гуляйполя уже во время полномасштабного вторжения.

Сундук семьи Литвиненко из Гуляйполя 1910 года. Реконструкция – 1946 год.

Сундук семьи Филиппа и Феодоры Гаркушей из Новоивановки также был переделан из более старого образца и установлен на простые ножки. Их дочь Галина Фёдоровна выходила с ним замуж. Сундук эвакуировали из Новоивановки в начале 2022 года, за неделю до полномасштабного вторжения. Сегодня это село находится в оккупации.

Сундук семьи Онищенко из Гуляйполя, датированный 1910-ми годами, относится к мещанскому типу. Он имеет три пары ножек, ящики, фурнитуру и действующий замок, что указывает на зажиточность владельцев. Особая ценность – в его содержимом: под крышкой люди записывали семейную историю. 

«Сундук использовался ещё как записная книжка. Люди очень часто писали здесь разные вещи: фиксировали рождение детей, главные события, связанные с семьёй – покупку дома, переезд, смерть кого-то из близких. Под крышками также часто писали традиционные бытовые записи: когда корова была с быком, когда курица села, сколько кому заняли денег и так далее, – рассказывает глава организации «Гуляйпольские старожитности» Сергей Звилинский. – Семья сделала из этого сундука ещё и фотоальбом. Это настоящая капсула времени о тех временах».

Сундук Анны Шрамко из Еленоконстантиновки, изготовленный в 1907 году, был частью её свадебного приданого. Предмет быта эвакуировали вместе с другими семейными вещами из дома, построенного в 1929 году. На внутренней стороне крышки сохранились подсчёты трудодней (единица учёта труда, использовавшаяся в советских колхозах), сделанные в 30–40-х годах.

Сундук 1920-х годов принадлежал матери Галины Цесько из Новогригоровки – известной носительнице песенного фольклора. В 2024 году Галина передала сундук в коллекцию «Гуляйпольских старожитностей». Село Новогригоровка, откуда она родом, сейчас практически оккупировано. Сундук демонстрирует переходную традицию: имеет широкую нижнюю часть, как более старые образцы, но уже дополнен выдвижным ящиком. Внутреннюю поверхность украшают обёртки от конфет и мыла, что даёт представление об эстетике и быте того времени.

Одежда, сохраняющая историю: как сорочки рассказывают о жизни и традициях местных громад

Экспозиция одежды выставки «Спасённые воспоминания» включает женские сорочки, часть которых была эвакуирована из клубных собраний маленьких прифронтовых сёл.

«Россияне в первую очередь били по школам, клубам, детсадам – по тем местам, где хранились коллекции. Часть сорочек эвакуирована – взята именно из [созданных местными энтузиастами музеев] маленьких прифронтовых сёл, городков и посёлков. Соответственно, существует прямая угроза исчезновения всего этого. Мы теряем живых носителей этой культурной традиции. Это самое страшное. Мы теряем громады, которые веками жили на этих территориях и передавали своё наследие, прежде всего в устной традиции. И есть прямая угроза утратить всё это. Мы уже многое потеряли, но наша задача – зафиксировать хотя бы то, что осталось», – рассказывает глава организации «Гуляйпольские старожитности» Сергей Звилинский.

Многие представленные на выставке сорочки имеют брокаровскую вышивку. Это название происходит от маркетингового хода крупного предпринимателя Брокара, который продавал мыло и парфюмерию. Чтобы повысить продажи, он начал печатать схемы вышивок на обёртках мыла. Женщины быстро переняли эти узоры, и они распространились по территории Екатеринославщины – современной Запорожской области, а также частично Донецкой и Луганской. Таким образом промышленная реклама стала источником народного творчества, а впоследствии – и узнаваемой чертой местной вышивки.

Среди экспонатов есть уникальная сорочка, вышитая в ссылке. Её владелицу вместе с детьми выслали как «кулака» на озеро Байкал. Там, испытывая тоску по дому, она вышила сорочку, а после возвращения забрала её с собой в Запорожскую область. Несмотря на тяжёлые обстоятельства, женщина сохранила традиционный запорожский крой и орнамент. Эта вещь стала символом несгибаемости и сохранения нематериального культурного наследия даже вдали от родной земли.

«Это, конечно, не вся коллекция – лишь то, что нам удалось найти, обнаружить в частных собраниях и в коллекции Музея этнографии народов Юга Украины, который действует при факультете истории и международных отношений Запорожского национального университета. Там собран огромный объём предметов быта, а также образцы одежды. И, кстати, именно там хранится, пожалуй, самая большая на юге Украины коллекция черепицы», – рассказывают организаторы выставки.

Собирали фрагменты песен Запорожского края от жителей, которые ещё хранят их в памяти

Работа исследователей в ходе длительного проекта уделяет значительное внимание сохранению нематериального культурного наследия – музыкального фольклора прифронтовых громад Запорожья.

Историки и фольклористы зафиксировали устные исторические традиции, воспоминания жителей, музыкальный фольклор сёл и имена носителей песенного наследия региона. Эту часть работы обеспечивала Творческая лаборатория степного распева «Євшан Зілля», руководителем которой является Вячеслав Винчура.

Работа с фольклором – чрезвычайно кропотливая и длительная. Собранный материал коллектив реконструирует, восстанавливая звучание степных песен.

«К сожалению, нам не удаётся записывать сразу много информаторов, обычно это один, максимум два человека, которые по крупицам, по нотке вспоминают песни и их фрагменты. Наш коллектив, Творческая лаборатория «Євшан Зілля», воссоздаёт эти песни. Мы делаем это не только в рамках этого проекта – существуем с 2021 года, работаем с собственными архивами и архивами других фольклористов, которые записывали на этой территории», – рассказывает Катерина Кердан.

Во время выставки прозвучала печальная свадебная песня, передававшая разлуку с родным домом. В прошлом замужество становилось для девушки окончательным переходом в новую семью. Когда невеста уходила к мужу, это чаще всего означало, что она покидает свою прежнюю семью и сможет лишь вспоминать о ней – в памяти и в таких песнях.

В частности, коллектив исполнил песню «Летело два голубя», записанную во время экспедиции в село Барвиновка Терноватской громады Запорожской области. Также прозвучала свадебная песня из записей арт-агентства «Арт Велес», сделанных в Токмакском районе в 2007 году. Её группа «Євшан ЗІлля» расшифровала, истолковала и восстановила.

***

Выставка «Спасённые воспоминания: культурное наследие Запорожья» в Запорожье стала финальной презентацией проекта. До этого она проходила 11–12 октября во Львове и 18–19 октября в Национальном заповеднике «Киево-Печерская лавра» в Киеве.

Для тех, кто хочет глубже погрузиться в исследование спасённого наследия Запорожского края, команда «Гуляйпольские старожитности» совместно с партнёрами подготовила каталог выставки. В нём собрана подробная информация о проекте, а также артефакты и свидетельства, найденные во время экспедиций, которые демонстрируют богатство культуры прифронтовых сёл Запорожской области, пострадавших от разрушений или находящихся под угрозой исчезновения.

Текст и фото – Анастасия Заводюк, Андрей Вавилов


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

0