В шести километрах от фронта: как живет прифронтовая Гуляйпольская громада под ежедневными обстрелами (ИНТЕРВЬЮ)

В шести километрах от фронта: как живет прифронтовая Гуляйпольская громада под ежедневными обстрелами (ИНТЕРВЬЮ)

Гуляйполе – город на линии огня. Всего шесть километров отделяют его от позиций российских войск. Уже более трех лет он остается одной из самых горячих точек Запорожской области. Из-за невозможности захватить город оккупанты называют его «злым» и ежедневно обстреливают авиабомбами, дронами-камикадзе, артиллерией и системами залпового огня.

По улицам не гуляют перебегают от укрытия к укрытию. Ни одна многоэтажка не осталась невредимой, а почти половина частных домов разрушены полностью или частично. С марта 2022 года в городе нет электричества, воды, газа и стабильной связи российские обстрелы уничтожили все коммуникации.

До начала широкомасштабного вторжения в Гуляйпольской громаде проживало около 20 тысяч человек. Сегодня осталось около двух тысяч – в основном пожилые люди, которые отказались покинуть дома. Выживать им помогает гуманитарная поддержка и пункты несокрушимости, где можно получить питьевую воду, еду, тепло и подзарядить телефон. Несмотря на ежедневную опасность, Гуляйполе держится.

Как живет прифронтовой город, «Первый Запорожский» узнал у начальника Гуляйпольской городской военной администрации, городского головы Гуляйпольской ОТГ Сергея Ярмака.

«С начала вторжения погибли около 60 гражданских лиц и более 130 получили ранения»

Какова сейчас ситуация с обстрелами громады? Заметны ли изменения в их интенсивности по сравнению с предыдущими месяцами?

– Как обстреливали раньше, так и обстреливают сейчас. Прилетают и управляемые авиационные бомбы (КАБы), и FPV-дроны – ежедневно до тридцати. Интенсивность обстрелов постоянно высокая. Вчера ночью был артиллерийский обстрел города. Опять повредили одну из школ.

Какое вооружение чаще всего применяют оккупанты во время атак на Гуляйполе?

–  Прилетает все: FPV-дроны, минометы, артиллерия, КАБы. Что чаще, что реже – не могу сказать. То одно летит, то другое. Но FPV – это постоянно, систематически.

Расскажите подробнее, как российские дроны терроризируют Гуляйполе. Кого выбирают в качестве цели? Как местные жители реагируют на эту угрозу?

– Обычно FPV-дрон летит в одном направлении. Как мы понимаем, ищет военную цель. Когда не находит ее, то бьет по гражданским объектам: домам, автомобилям, чему угодно – чтобы просто использовать заряд.

Как реагируют гражданские? Очень внимательно слушают. Передвигаемся по городу и постоянно прислушиваемся. Коммунальщики работают, две больницы продолжают функционировать. Поэтому мы передали работникам коммунальных предприятий хуверы – это приборы, которые сигнализируют о приближении FPV-дронов. Нам помог их закупить благотворительный фонд «Каритас». Когда хувер срабатывает, люди сразу бегут в укрытие. Если едем на машине и хувер улавливает FPV-дрон – оставляем авто и тоже идем в укрытие.

Были ли пострадавшие среди гражданского населения в результате атак дронов?

– С начала полномасштабного вторжения в 2022 году в целом погибли около 60 гражданских лиц и более 130 получили ранения.

«Все объекты инфраструктуры Гуляйпольской громады или повреждены, или уничтожены»

Какой масштаб разрушений в Гуляйполе и громаде? Насколько сильно пострадала инфраструктура города?

– Все объекты инфраструктуры или повреждены, или уничтожены. Относительно многоквартирных домов – у нас их 49, и все имеют повреждения. Есть дома, где выбиты только окна, а есть такие, где нет половины подъезда. То есть повреждения разные. Такая же ситуация в частном секторе: где-то дом поврежден, где-то уцелел, а где-то после попадания КАБа вообще ничего не осталось.

— В каких населенных пунктах Гуляйпольской громады еще проживают люди?

– Почти во всех селах громады кто-то проживает. Гуляйпольская громада – это 32 населенных пункта с административным центром в городе Гуляйполе. До полномасштабного вторжения здесь проживало около 20 тысяч человек. Сейчас осталось 2060. Пять сел временно оккупированы. В большинстве других сел, за исключением одного, люди продолжают жить. Можно сказать, что в 25 населенных пунктах люди точно живут.

Гуляйпольская городская территориальная громада состоит из города Гуляйполе, поселка Железнодорожное и 30 сел. Три села Дорожнянка, Марфополь и Мирное сейчас временно оккупированы российскими войсками.

Эвакуируются ли сейчас люди? Кто организовывает эвакуацию?

– В начале полномасштабной войны эвакуации проводились школьными автобусами, которые делали по два-три рейса в день. Сейчас эвакуации происходят очень редко. Если человеку нужна эвакуация, он обращается к нам или в полицию. Мы совместно организовываем эвакуацию – привлекаем Красный Крест, полицию или же вывозим самостоятельно. Все зависит от ситуации: человек мобилен или нет, много вещей или немного. К каждому случаю подходим индивидуально.

Остаются ли в громаде семьи с детьми?

– Нет, все дети с территории громады эвакуированы.

— Случается ли, что люди эвакуируются, а потом возвращаются обратно?

– Это происходит систематически. Некоторые люди уже регулярно заказывают эвакуацию. Есть такие, которых эвакуировали уже четыре раза, но через неделю они возвращались. Поживут две недели и снова просят об эвакуации. Почему так? Возможно, хитрят, чтобы не платить за маршрутку. Бывают разные случаи.

«За три года люди уже приспособились к постоянным обстрелам»

Как власть и волонтеры помогают жителям Гуляйполя и громады, которые остались?

– Мы предоставляем гуманитарную помощь. Благотворительные фонды также привозят ее в пункты несокрушимости. Кроме того, доставляют корм и для животных.

Как выглядит повседневная жизнь людей, которые остались в громаде, несмотря на постоянные обстрелы? Как им удается приспосабливаться к новым реалиям?

– За три года люди уже приспособились. Им раздавали буржуйки, повербанки, фонарики, постельное белье, средства гигиены. Дважды в месяц выдаем продуктовые наборы.

Расскажите о транспортном сообщении в громаде. Работает ли общественный транспорт?

– Да, общественный транспорт работает. Маршрутка «Гуляйполе – Запорожье» ездит дважды в день. Плюс благотворительный фонд «Пролиска» предоставил нам бесплатный автобус, который трижды в неделю курсирует из Гуляйполя до Покровского (поселка в Днепропетровской области, – прим.), а также из Гуляйполя до Новониколаевки.

Какова ситуация с медицинским обеспечением? Есть ли проблемы с доступом к лекарствам?

– Волонтеры привозят нам лекарства. Часть медикаментов мы закупаем самостоятельно и раздаем людям.

Работают ли сейчас магазины в городе? Есть возможность что-то приобрести?

– Несколько магазинов продолжают работать – не только в самом городе, но и в некоторых селах громады.

Вы упоминали, что в Гуляйполе продолжают работать коммунальные службы. Чем именно они занимаются? Хватает ли работников?

– Коммунальщики косят траву, подвозят воду, разбирают завалы после обстрелов, ремонтируют объекты инфраструктуры, убирают улицы и вывозят мусор – как в кварталах, так и в частном секторе. Людей, конечно, не хватает, но я благодарен тем, кто остался и продолжает работать. Вместе со мной в городе остаются девять работников городского совета.

Какова сейчас ситуация с бездомными животными в Гуляйполе? Представляет ли это проблему для громады?

– Конечно, проблема существует. Мы трижды привлекали благотворительный фонд, который приезжал к нам для стерилизации животных.

«Проблема с разминированием очень серьезная: неразорвавшихся снарядов — очень много»

После обстрелов многие жилые дома получают повреждения. Оказывается ли жителям помощь с ремонтом?

– Благотворительный фонд «Пролиска» приезжает два-три раза в неделю или по отдельным заявкам и помогает с выдачей строительных материалов: тарпаулина (водостойкого полотна из полиэтилена, – прим.), листов, OSB-плит и т.д. Все, что людям необходимо для заколачивания окон или крыши.

Какие шаги предпринимает община для подготовки к осенне-зимнему периоду? Предусмотрена ли помощь с твердым топливом или другими видами отопления?

– Международный комитет Красного Креста предоставлял брикеты в прошлом году, и в позапрошлом. Мы развозили их людям. В этом году выдавалась денежная помощь – по 25 тысяч гривен на домохозяйство. Что будет в этом отопительном сезоне – пока не знаем.

Насколько серьезной является проблема разминирования территорий в вашей громаде?

– Проблема с разминированием очень серьезная. Там, где видим неразорвавшиеся снаряды, вызываем саперов или ГСЧС – они ликвидируют, разминируют. Но там, куда невозможно добраться, где зона столкновения – там очень много остается и дронов, и неразорвавшихся снарядов. После завершения войны это будет очень большая проблема.

Сделаны ли уже какие-то шаги для налаживания сотрудничества с международными организациями по восстановлению громады?

– Мы постоянно мониторим ситуацию и работаем в этом направлении, чтобы найти партнеров, которые помогут нам в восстановлении нашей территории.

Текст – Александр Носок, фото – 108 отдельная бригада Сил территориальной обороны ВСУ


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

0