В Запорожье ветеран Олесь Кальницкий реставрирует уникальные раритетные украинские мотоциклы

В Запорожье ветеран Олесь Кальницкий реставрирует уникальные раритетные украинские мотоциклы

В Запорожье ветеран Олесь Кальницкий в собственном гараже реставрирует уникальные раритетные мотоциклы украинского производства, сочетая страсть к технике с миссией сохранить историю инженерного наследия страны. Недавно он завершил работу над восстановлением легендарного М-72 и экспериментального образца КМЗ-73 с коляской. Это не просто музейные экспонаты, а символы украинского технического мастерства. В октябре Олесь Кальницкий покажет результаты своей работы на фестивале «Звук железа» в Киеве.

Подробнее о коллекции ветерана и процессе реставрации – в материале «Первого Запорожского».

После фронта вернулся к своему увлечению – реставрации мотоциклов

Олесь Кальницкий – ветеран российско-украинской войны, бизнесмен, коллекционер и реставратор техники. Своей миссией он видит передачу потомкам большого инженерно-творческого потенциала украинцев, демонстрацию того, на что были способны украинские инженеры.

Олесь на мотоцикле М-72.

Хотя ранее его реставрационный путь не был четко определен, за несколько лет до полномасштабной войны Олесь сознательно выбрал коллекционирование именно украинской техники. До войны он занимался реставрацией автобусов Львовского автобусного завода (ЛАЗ) и грузовиков, но сейчас сместил свое внимание на мотоциклы. Этот выбор обоснован накопленным бэкграундом и наличием большой коллекции уже существующих артефактов.

В первые дни полномасштабного вторжения Олесь вывез семью на запад страны и пошел в ТЦК в Дрогобыче. 27 февраля 2022 года его мобилизовали в реактивную артиллерию 63-й бригады – уже через несколько дней он прибыл на Запорожское направление.

Кальницкий принимал непосредственное участие в боевых действиях, в частности, перевозил людей на позиции и помогал в пусках артиллерийских снарядов.

В общей сложности Олесь прослужил почти два года – сначала в артиллерии, а затем в силах логистики.

После возвращения с фронта Олесь долго не мог привыкнуть к мирной жизни, ведь мыслями еще был на фронте. Кроме рабочих дел, отвлекаться помогали реставрация и коллекционирование: «Когда смотришь: еще сегодня не было заднего крыла или сиденья, а потом заходишь и оно уже стоит, то испытываешь настоящий восторг. Это дает очень сильные и хорошие эмоции», – рассказывает Олесь.

Реставрация для ветерана – это не бизнес, а хобби, которое приносит эмоциональное удовлетворение и радость от создания чего-то нового. Экспонаты для коллекции он находит разными способами, часто через личные связи или с помощью прямого маркетинга: люди сами обращаются к нему, зная о его интересе к украинской технике.

Уникальные мотоциклы Киевского мотозавода: жемчужины коллекции ветерана

Особое место в коллекции Кальницкого занимают уникальные образцы мотоциклов Киевского мотоциклетного завода (КМЗ). Многие из них были выпущены очень небольшими партиями или в единичных экземплярах, часто по спецзаказу. Эти модели опережали свое время и по некоторым характеристикам даже превосходили западные аналоги, такие как BMW.

В коллекции ветерана есть мотоцикл М-72. По его мнению, он обязателен для любого коллекционера мототехники.

Олесь отследил путь появления этой модели в СССР: «М-72 – это копия BMW R71, но мало кто знает, каким путем этот мотоцикл попал в Советский Союз. После пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году Гитлер, опасаясь нападения Сталина, согласился передать СССР образцы техники. Советская власть забрала все: самолеты, танки, даже паровозы. Среди прочего и М-72. В Германии модель R71 не прижилась, а у нас ее масштабировали сразу на шести заводах. Именно поэтому М-72 считается военным мотоциклом. В Киеве его начали производить в 1952 году, и в моей коллекции есть ранний образец 1953-го года – полностью оригинальный, еще и в редком милицейском исполнении».

Также у Олеся есть эскортный мотоцикл КМЗ-73 с коляской. Этот уникальный образец был разработан для сопровождения официальных делегаций. Киевский мотозавод получил заказ на партию из 30 таких мотоциклов в 1972 году. Особенностью является пластиковая коляска, что было нехарактерным решением для советских заводов 70-х годов.

Среди экспонатов есть и уникальный артефакт – последний заводской мотоцикл Киевского мотоциклетного завода (КМЗ 8157201 Retro), выпущенный в 2011 году.

Кропотливый труд и точность в деталях: сложности и особенности реставрации мотоциклов

Реставрация мотоциклов – это всегда многоступенчатая работа. Она требует терпения, точности и особого отношения к каждой детали.

Все начинается с разборки. Это позволяет понять, в каком состоянии находится техника и какие детали подлежат дальнейшему восстановлению. Далее наступает этап дефектации. Осмотр выявляет трещины, коррозию, потертости и другие следы времени. После этого устраняют выявленные недостатки и устаревшие элементы. Очень важна пескоструйная обработка – она счищает старую краску, грязь и ржавчину, возвращая металлу чистую основу для дальнейшего восстановления. После очистки проводится повторная диагностика. Иногда именно теперь становятся видимыми скрытые трещины или деформации, которые раньше нельзя было заметить.

Финальный этап – восстановление. Мастера перетачивают детали, переваривают поврежденные места, а те части, которые уже невозможно спасти, отливают заново.

Восстановленные мотоциклы часто выглядят лучше, чем когда они вышли с завода: «На заводе их сделали для того, чтобы ездить постоянно, а мы ездить не будем – будут стоять красивыми. Потому что в процессе эксплуатации они не могут быть идеальными: быстро затираются», – рассказывает Олесь.

Наибольшие сложности возникают при реставрации редких моделей – это поиск оригинальных запчастей, уникальных коробок передач или пластиковых деталей, которых не хватает и которые нужно изготавливать заново.

Ветеран представит свою коллекцию мотоциклов на столичном фестивале

Олесь Кальницкий вместе со своей командой готовится к единственному в Украине фестивалю украинских ретро-мотоциклов «Звук железа», который состоится в октябре на ВДНХ в Киеве. От Запорожья будет представлено 25 мотоциклов, всего на выставке будет 57 – несколько коллекций с 1946 года по 2011 год.

В будущем, после победы, Олесь планирует привезти всю коллекцию в Запорожье, чтобы жители также смогли увидеть эти уникальные экспонаты.

Его деятельность – это не просто коллекционирование, но и напоминание о потенциале Украины, ее истории и несокрушимом духе инженерного дела.

Текст – Анастасия Заводюк, фото автора и из архива Олеся Кальницкого


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

0