На службе Кремля: как оккупанты превратили Бердянский порт в инструмент войны и грабежа

На службе Кремля: как оккупанты превратили Бердянский порт в инструмент войны и грабежа

Бердянский морской торговый порт уже более трех лет находится под контролем российских оккупантов. В мирное время он обеспечивал работой сотни жителей города, значительно пополнял бюджет и ежегодно обрабатывал более полутора миллионов тонн грузов.

После захвата порт фактически превратился в военно-логистический центр: здесь разместили склады боеприпасов и штабы, наладили переброску техники и системный вывоз украинского зерна. Сотни тысяч тонн агропродукции вывозятся через Бердянск и в дальнейшем «легализуются» как российские.

Сейчас оккупанты продолжают заявлять о сотнях миллионов инвестиций в модернизацию порта. Их цель – закрепить контроль над Азовским морем и окончательно приспособить украинские ресурсы к собственным потребностям.

«Первый Запорожский» рассказывает, как Россия использует Бердянский морской порт в своих преступных интересах.

До российской оккупации Бердянский порт был ключевым логистическим центром Приазовья

До войны выгодное расположение Бердянского порта у Керченского пролива и благоприятные условия судоходства обеспечивали стабильный спрос среди перевозчиков и делали его важным звеном внешней торговли Украины.

Предприятие, которое было одним из крупнейших налогоплательщиков города, предоставляло работу сотням жителей Бердянска и существенно наполняло местный бюджет. Основным направлением деятельности оставалась перевалка агропродукции – зерна, масличных культур, подсолнечного масла, а также минеральных удобрений и металлов. Через Бердянск экспортировалась значительная часть урожая Запорожской и соседних областей, что открывало аграрному сектору региона путь к международным рынкам.

До оккупации Бердянский порт ежегодно обрабатывал более полутора миллионов тонн грузов и был одним из крупнейших налогоплательщиков города. Пропускная способность порта до февраля 2022 года составляла более 3,5 млн тонн грузов в год.
Фото: Порты Украины

Инфраструктура порта включала причалы для различных типов судов, элеваторные комплексы и железнодорожные подходы, которые интегрировали его во всеукраинскую транспортную систему. Он играл роль важного канала связи между производителями юга Украины и мировой экономикой.

До февраля 2022 года пропускная способность порта составляла более 3,5 млн тонн грузов в год. В 2020 году объем перевалки достиг 2,15 млн тонн, а в 2021-м – 1,62 млн тонн, из которых более 1,4 млн тонн приходилось на зерновые. Эти показатели подтверждали стратегическое значение Бердянского порта как для экономики региона, так и для всей Украины.

Из гражданского порта – в военную базу: трансформация под российской оккупацией

После оккупации Бердянска в конце февраля 2022 года российские войска установили контроль над морским портом и аэродромом, превратив их в тыловую базу для наступления на юге Украины и осады Мариуполя. За несколько недель гражданский торговый узел фактически превратился в военно-логистический центр.

По словам местных жителей, в середине марта 2022 года в порт вошли сторожевые корабли без опознавательных знаков, а впоследствии под российским конвоем отсюда вывели пять иностранных судов с захваченным украинским зерном. С тех пор порт используется для вывоза ресурсов, а также поставки техники, боеприпасов и личного состава.

После захвата Бердянска российские войска превратили гражданский порт в военно-логистический центр. На территории порта враг возвел укрепления, обустроил склады боеприпасов и развернул системы ПВО.
Фото: Getty Images

Бердянск стал ключевым звеном логистики Черноморского флота РФ. Сюда прибывали десантные и амфибийные транспортные суда, обеспечивавшие оккупационную группировку на южном направлении. Россияне обустроили штабы, разместили подразделения Росгвардии, установили блокпосты и заменили украинских специалистов своими «кураторами».

24 марта украинские военные нанесли удар ракетой «Точка-У», уничтожив большой десантный корабль «Саратов» и повредив еще два судна. Эта атака временно парализовала поставки и продемонстрировала уязвимость российской логистики. С тех пор порт неоднократно становился мишенью ракетных и беспилотных ударов ВСУ.

Пожар в Бердянском порту после удара украинских сил, 24 марта 2022 года.

В конце 2022 года милитаризация порта приобрела завершенную форму. На территории порта возвели укрепления, обустроили склады боеприпасов, развернули системы ПВО. Водную и железнодорожную инфраструктуру интегрировали в российские логистические маршруты для оперативной переброски ресурсов на оккупированные территории.

Бердянский порт оккупанты окончательно превратили в инструмент грабежа. Под прикрытием «гуманитарных» рейсов они вывозят зерно, промышленное оборудование и технику, а завозят военные грузы – от танков до ракет. Несмотря на заявления о «возобновлении перевозок», на самом деле порт стал стратегической базой Кремля в Северном Приазовье, а потому остается законной целью для ВСУ.

Бердянский порт интегрирован в логистику РФ: через него идет переброска сил и ресурсов.
Фото из российских пропагандистских медиа

Бердянский порт – центр системного грабежа украинского зерна

Россия организовала системное ограбление аграрных ресурсов с оккупированных территорий Запорожской, Херсонской и части Донецкой областей через Бердянский порт.

Фермеров заставляют сдавать урожай по заниженным ценам – 7–8 тысяч рублей (примерно 80–90 долларов США) за тонну пшеницы. Это вдвое дешевле стоимости на российском рынке и втрое ниже довоенных украинских цен. Любые альтернативные продажи строго запрещены. Собранное зерно централизованно аккумулируют через так называемого «Госзернового оператора» и компании-прокладки, среди которых «Кристалл-2019», «Барс», «Селектагро» и «Агро-Тема».

Похищенное зерно транспортируют в российские порты Кавказ и Темрюк, где подменяют документы и экспортируют в Турцию, Египет, Сирию, Ливан, Саудовскую Аравию, Бангладеш и Израиль.
Фото из российских пропагандистских медиа

Урожай морем транспортируют в порты Кавказ и Темрюк в Краснодарском крае, где его «легализуют» как российский: подменяют документы, указывают новое происхождение и отправляют на мировые рынки. Основные направления сбыта – Турция, Египет, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Бангладеш и Израиль. Таким образом Россия смягчает последствия международных санкций и получает большие прибыли для финансирования войны в Украине.

В схеме прослеживается и международное соучастие. Датская инспекционная компания Baltic Control и ее российский филиал в Новороссийске сертифицируют грузы, фактически «отбеливая» похищенное зерно. По данным расследования KibOrg и NGL.media, за последние полтора года российские оккупанты вывезли из Бердянска морским путем более 400 тысяч тонн украинского зерна и другой агропродукции. Ориентировочная стоимость этих грузов может составить около 4 миллиардов гривен.

На причалах порта пришвартованы корабли, в частности зерновоз под загрузкой.
Фото: KibOrg та NGL.media

Большинство судов, заходивших в Бердянск с мая 2022 года, уже находятся под санкциями США. В то же время «Виктория К», «Виктория В», «Капитан Яковлев», «Капитан Миронов» и «Сормовский 48», которые неоднократно фиксировали в оккупированных портах, до сих пор остаются вне санкционного списка.

По оценкам Министерства экономики Украины, с начала полномасштабного вторжения Россия присвоила почти 15 млн тонн украинского зерна. Потенциальные убытки для Украины могут достигать 6,4 млрд долларов.

Кадровый кризис и обещания масштабного развития: что происходит в порту сейчас

По данным Министерства транспорта РФ, в 2024 году Бердянский порт обработал около 1,7 млн тонн грузов. В то же время его работа сопровождается серьезными проблемами, главная из которых – кадровый дефицит. Большинство украинских специалистов отказались сотрудничать с оккупантами или покинули регион.

Ситуацию усугубляет невыплата заработной платы: в мае 2024 года работники уже объявляли забастовку из-за многомесячных задержек. Оккупационная администрация объяснила это недостатком государственных субсидий.

Чтобы удержать порт в рабочем состоянии, захватчики организуют «ярмарки вакансий» и рассматривают возможность привлечения работников из России, в частности из Новороссийска, где после украинских атак часть инфраструктуры простаивает. Однако даже эти меры не компенсируют нехватку квалифицированных кадров.

Оккупанты организуют специальные «ярмарки вакансий» для поиска работников для работы в Бердянском порту.
Фото из российских пропагандистских медиа

Несмотря на трудности, оккупационные власти продвигают долгосрочный проект «развития» Бердянского порта. На Петербургском экономическом форуме в июне 2025 года назначенный Кремлем «губернатор» Запорожской области Евгений Балицкий заявил, что до конца года предприятие планируют передать в аренду частному инвестору. Такая схема позволит переложить экономические риски на коммерческих операторов, сохранив за Кремлем политический и военный контроль.

Захватчики заявляют об увеличении грузооборота: до 1,2 млн тонн в год к 2027 году и более 2,4 млн тонн – к 2030 году. Основной акцент делается на перевалке зерновых, однако порт должен обрабатывать и другие категории грузов.

Российские захватчики планируют увеличить грузооборот порта до 1,2 млн тонн в год к 2027 году и более 2,4 млн тонн к 2030 году.
Фото из российских пропагандистских медиа

Для достижения этих показателей планируется модернизация инфраструктуры: предусмотрено строительство как минимум четырех новых зернохранилищ и элеваторов, ремонт причалов, проведение дноуглубительных работ, восстановление навигационного оборудования и обновление береговых сооружений. Важным элементом должна стать новая железнодорожная ветка от станции «Берда» до порта, которая сократит маршрут с 17,8 до 7,5 км и повысит эффективность перевозок.

По российским источникам, финансирование из федерального бюджета РФ составляет около 500 млн рублей. Официально проект позиционируется как «гражданский», однако созданная инфраструктура имеет двойное назначение: склады и транспортные пути используются в военной логистике.

Фактически заявленные «инвестиции в развитие» являются частью интеграции Бердянского порта в российскую транспортную систему и инструментом закрепления оккупации в Азовском море.

Оккупанты готовятся к масштабной перестройке порта: планируют построить новые зернохранилища, отремонтировать причалы и проложить новую железнодорожную ветку. Все это они делают, чтобы усилить контроль над Азовским морем и полностью подчинить украинские ресурсы своим интересам.
Фото из российских пропагандистских медиа

***

За более чем три года полномасштабной войны Бердянский порт окончательно утратил гражданское значение. Из транспортного узла региона он превратился в тыловую базу российского флота, центр перевалки похищенного зерна и промышленных товаров, а также в укрепленный склад боеприпасов и техники.

Оккупационные власти заявляют о «модернизации» и инвестициях, однако истинная цель заключается в укреплении контроля над Азовским морем и тотальном использовании местных ресурсов. Милитаризация объекта создает долгосрочные риски: порт обеспечивает оккупационную группировку и одновременно используется как «витрина» интеграции захваченных территорий в российскую экономику.

Несмотря на удары ВСУ, Кремль стремится сохранить этот стратегический актив как опору для своих военных и экономических преступлений. Это демонстрирует истинную суть оккупационной политики и подчеркивает необходимость усиления международного давления на Москву за незаконную эксплуатацию украинской инфраструктуры.

Текст – Александр Носок


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

0