Культура в укрытии: как в прифронтовых Запорожье и Одессе проводят творческие мероприятия, несмотря на военное положение

Культура в укрытии: как в прифронтовых Запорожье и Одессе проводят творческие мероприятия, несмотря на военное положение

Даже постоянные воздушные тревоги и обстрелы не мешают жителям Одессы и Запорожья посещать культурные мероприятия так, как они делали это до полномасштабного вторжения. Казалось бы, недостаточно помещений с укрытиями, комендантский час, значительно ограничивающий массовые мероприятия во времени, мало способствует развитию развлекательной индустрии в украинских городах. Особенно если они регулярно становятся целью вражеских атак. Тем не менее, и в Одессе, и в Запорожье есть запрос на отдых и саморазвитие.

Более того, даже в вопросах культуры оба прифронтовых города демонстрируют незаурядную устойчивость. Во время войны культурно-художественная отрасль Запорожья и Одессы не просто живет, но и развивается.

В совместном материале «Первый Запорожский» и Informer.od.uaвыясняют, какова культурная жизнь двух регионов в условиях военного положения, с какими вызовами сталкиваются организаторы массовых мероприятий и как они их преодолевают.

Война заставила прифронтовые города искать новые форматы культурной жизни

Постоянная угроза российских ракетных ударов и многочасовые сигналы воздушной тревоги изменили культурно-художественную жизнь прифронтовых регионов Украины. Известные и популярные концертные и театральные площадки вынуждены были либо подготовить удобное для проведения мероприятий укрытие, либо вообще остановить работу. Это также повлияло и на рынок культурных услуг: наличие укрытия стало обязательным при планировании мероприятий. Поэтому в украинских городах, которые и так живут в условиях постоянной угрозы у линии фронта, страдает досуг горожан. Испытание войной не выдержало немало художественных проектов, которым не удалось приспособиться к тяжелым условиям сегодняшнего дня и найти решение для защиты своих посетителей.

Военные вызовы заставили украинские регионы искать креативные решения: Запорожью и Одессе это удалось. Учитывая все реалии нынешнего времени, в обоих прифронтовых городах учреждения культуры и искусств, а также организаторы нашли возможности безопасно проводить привычные мероприятия в довоенном режиме.

Более того, за годы полномасштабной войны культурная жизнь даже стала более яркой и разнообразной. Таков ответ художников и артистов Одессы и Запорожья на опасность, угрозы и стресс. В самые сложные для страны времена искусство приобрело особое значение, чтобы отвлечь людей от событий войны и помочь им зарядиться положительной энергией.

Ответ на вызовы войны: как Запорожье переосмыслило и трансформировало сферу культуры

Культурная жизнь в Запорожье активно и успешно адаптируется к военным вызовам, трансформируя свою деятельность. Адаптация происходит через переосмысление инфраструктуры, изменение содержательного наполнения и усиление сотрудничества с общественным сектором.

В прифронтовом городе сегодня реформируют дворцы культуры, открывают новые просторы событий, проводят социально-художественные проекты, театральные уикенды и арт-фестивали. Просматривая афишу творческих мероприятий, неизбежно создается впечатление, что город в 30 километрах от линии столкновения живет активнее и разнообразнее, чем это было до 2022 года.

В департаменте культуры и туризма Запорожского городского совета объясняют это так: после начала полномасштабного вторжения на общенациональном уровне пришло окончательное осознание, что культура является важной составляющей национальной безопасности. Поэтому трансформации повлияли и на изменение культурного продукта: художники через содержание своих произведений побуждают зрителей и слушателей задуматься над вопросом украинской национальной идентичности.

Одна из важных функций искусства – психоэмоциональной разгрузки – для жителей прифронтового Запорожья, которое ежедневно испытывает ход великой войны, приобрела сегодня чрезвычайно важное значение. Культурный сектор использует все инструменты, чтобы отвлечь людей от обстрелов и боевых действий, а также изменить фокус внимания – привлечь их в роли зрителей или даже участников.

Еще один аспект нынешней трансформации культурного сектора в Запорожье – мощное сотрудничество, в которое активно вовлекается общественный сектор. Многие художественные инициативы в городской департамент культуры приходят именно от общественности, и в городе уже есть много примеров совместной реализации проектов.

«Культурная инфраструктура в целом переосмысливается, что помогает заведениям адаптироваться. Была трансформирована сеть городских дворцов культуры. Несмотря на полномасштабную войну, пять учреждений («Орбита», «Титан», «Хортицкий», «Молодежный» и «Заводской») объединили в единый Центр культурных услуг. Бывшие дворцы культуры превратились в филиалы Центра и стали более открытыми для сотрудничества, расширив спектр своих услуг. Теперь там проходят не только культурные, но и образовательные и социальные события, – рассказывает директор департамента культуры и туризма Запорожского городского совета Алексей Максименко. – Недавно образовался Центр современного искусства, где уже действует три галерейных пространства: по адресам Соборный, 151 (бывший туристический информационный центр), Соборный, 145 (галерея Zaporizhzhia Biruchiy Art Centre, созданная в сотрудничестве с симпозиумом художников «Бирючий»), Соборный, 145 (муниципальная галерея «Запорожье», созданная в сотрудничестве с Запорожской организацией Национального Союза художников Украины). Сегодня жители Запорожья могут найти культурные мероприятия и активности на любой вкус и тематику. Подавляющее большинство этих мероприятий бесплатные».

Наибольшим вызовом, кроме вопросов безопасности, в департаменте культуры называют дефицит кадров. Выезд людей с прифронтовой территории отразился и на культурных организациях, хотя эта проблема сегодня значительна в целом для всех сфер жизнедеятельности. Впрочем, и это не мешает сектору культуры Запорожья адаптироваться к настоящему и показывать стабильное развитие.

Культура в бомбоубежище: как Запорожье работает под обстрелами и создает уникальные «Несокрушимые хабы»

Поскольку Запорожье постоянно находится под угрозой обстрелов, ориентироваться на составляющую безопасности при планировании мероприятий является приоритетной задачей. Это заставляет искать нестандартные и креативные решения в реализации культурной политики.

Ключевым элементом адаптации прифронтового Запорожья в вопросе инфраструктуры стало переосмысление культурных площадок для проведения мероприятий в безопасных условиях. С этой целью муниципалитет превратил подвальные помещения трех местных дворцов культуры «Орбита», «Титан» и «Хортицкий» – в многофункциональные пространства.

Созданная силами городских властей и коммунальных учреждений сеть безопасных «Несокрушимых хабов» стала уникальным проектом для Украины – ответом на культурную деятельность в условиях постоянной военной угрозы. Многофункциональные пространства имеют двойное предназначение. В первую очередь, это надежные подземные укрытия, которые любой человек может посетить и укрыться во время воздушной тревоги. Поскольку эти помещения выполняют функцию простейшего укрытия, их оборудовали еще и как популярную площадку, где проводят огромное количество культурных мероприятий.

Безопасные хабы «Орбита», «Титан» и «Хортицкий» способны вместить множество людей: для официального мероприятия это 120-150 сидячих мест, а для концертов или развлекательных программ – 250-300 человек.

«Мультифункциональные безопасные пространства-укрытия используются для проведения широкого спектра мероприятий: культурных, образовательных, социальных и общественных. Здесь проходят концерты, лекции, семинары, тренинги, а также официальные встречи и встречи делегаций, – делится директор коммунального учреждения «Центр культурных услуг» Евгений Тонкошкурик. – На сегодняшний день «Несокрушимые хабы» стали одними из самых популярных локаций для проведения мероприятий в Запорожье. В хабах ежедневно может проходить до четырех мероприятий. Спрос чрезвычайно высок: по состоянию на сегодняшний день бронирование мероприятий по всем трем хабам расписано уже к середине 2026 года».

Такая активная работа, говорят в Центре культурных услуг, помогает поддерживать здоровое психоэмоциональное состояние населения прифронтового Запорожья.

Особенности работы трех хабов – «Орбита», «Титан» и «Хортицкий» – определяются, главным образом, их расположением, техническим оснащением и целевой аудиторией, хотя по своей основной функции они все являются многофункциональными укрытиями.

Для проведения массовых мероприятий, фестивалей, спектаклей и концертов наиболее популярны хабы в «Орбите» и «Титане» – благодаря удобному расположению в самом центре города, большей площади и наличию больших LED-экранов на сцене. На базе центра культурных услуг «Титан», где вскоре благодаря поддержке партнеров организуют безбарьерное пространство, уже работают муниципальный театр «Дом актера» и общественная организация «Художественный центр ветеранов».

Мероприятия в «Несокрушимом хабе «Хортицкий», расположенном на другом берегу Запорожья, направлены на людей старшего возраста, детей, молодежь, их развитие и взаимодействие. Эта локация максимально доступна для маломобильных групп: есть удобный лифт, установлены таблички со шрифтом Брайля. На базе ЦКУ «Хортицкий» создан мультифункциональный центр ЮНИСЕФ, где работают психологи со взрослым поколением и детьми, а также проводятся семинары и лекции.

Хабы постоянно сотрудничают с общественным сектором. В работе со многими международными организациями наличие надежных укрытий является важной предпосылкой для сотрудничества, поэтому общественные организации и благотворительные фонды, которые внедряют свою деятельность в прифронтовом Запорожье, являются одними из ключевых партнеров и резидентов сети «Несокрушимых хабов».

В филиалах Центра культурных услуг – бывших дворцах культуры «Орбита», «Титан», «Хортицкий», «Молодежный» и «Заводской» – продолжают работать творческие студии по разным направлениям искусства (от вокала и хореографии – до fly-йоги, цирковой студии и боевых искусств), а также резиденты социального направления. Например, в «Орбите» работает организация «Оплич Хаб», созданная, чтобы помочь людям преодолеть психологические трудности с помощью бесплатных психологических активностей, а в ЦКУ «Хортицкий» – общественная организация «Свободные».

В поисках новых смыслов: особенности массовых мероприятий в Одессе

В последние годы в связи с российской агрессией у многих жителей Одессы возникла необходимость обрести новый культурный контент. В частности это проявляется в поиске украинской литературы, музыки, других видов искусства. И, конечно, ивенты, где можно познакомиться с современной культурой. Тем, кто взялся за такую ​​работу, важно учитывать условия, в которых мы живем. Даже самые лучшие идеи могут не сработать, если они будут игнорировать реальные обстоятельства.

В этом контексте особое внимание следует уделять доступности культурных проектов для всех категорий людей. В частности, тех, кто имеет инвалидность, испытывают проблемы с передвижением или имеют другие трудности. Чем для большего количества людей будет доступно массовое мероприятие, тем сильнее будет его влияние. И, главное, не нужно проводить культурные ивенты «для галочки», а браться за них только тогда, когда можно продемонстрировать что-то, чего не было в других городах и странах.

«То, что сработало во Львове, в Лондоне, в Берлине, не сработает в Одессе. И не потому, что это Одесса, а потому, что Ctrl+C и Ctrl+V не работает для культурных событий из-за другого контекста. Сегодня у нас в Украине, в Одессе, сложились уникальные обстоятельства. Не сработает даже то, что было успешным в другом регионе. А почему? Потому что Украина – это огромный перекресток, и мы все очень разные. И чтобы изобрести свою уникальность, конечно, нужно вдохновляться другими примерами, но просто скопировать форму мало», – отмечает советница по коммуникациям и развитию сообщества Музея современного искусства Одессы Елена Пидопригора, которая имеет большой опыт в организации массовых культурных мероприятий.

По ее словам, сейчас большой интерес вызывает тема деколонизации. Если организаторы не учитывают вопросы культурного наследия и взаимодействия с историей, они не смогут обеспечить достаточное качество культурного продукта. Есть потребность переосмысливать прошлое, чтобы не повторять ошибки и создавать именно такое искусство, которое способствует развитию общественности и поддерживает локальные культуры. В частности, в таком многонациональном регионе как Одесская область.

Пока культурные проекты, которые пренебрегают такими вопросами, как экологичность, тоже не имеют шансов на развитие. Привлечение специалистов по охране окружающей среды для консультаций может стать важным шагом в планировании произведения искусства. Такой подход позволит не только избежать ошибок, но и создать качественное взаимодействие между культурой и природой. Важно учесть не только эстетические, но и экологические нормы проектирования.

Также важно изучать не только истории успеха, но и анализировать истории неудач. Это поможет избежать ошибок в будущем. Очень часто при анализе оказывается, что тот или иной ивент люди проигнорировали не потому, что нет нужды, не из-за нехватки пиара, а потому, что нет площадки с укрытием, которая может принять и приютить большое количество людей в случае воздушных тревог. И, возможно, в некоторых случаях есть смысл подготовить инфраструктуру, а потом уже браться за организацию культурных мероприятий.

Литературный фестиваль PORT: новое понимание одесской культуры

Несмотря на военное состояние и риски прилетов, в Одессе продолжается культурная жизнь. Некоторые массовые мероприятия проходят даже впервые. Таков литературный фестиваль PORT, который открылся для одесситов и гостей города с 30 по 31 августа. Как отмечалось в анонсе, этот ивент был попыткой «увидеть Одессу в украинском, черноморском, а не постсоветском контексте». Продемонстрировать, что город развивается и имеет свою историю вне имперских и советских мифов.

Для основателей фестиваля это был первый опыт организации большого события за несколько лет. Ведь все причастные организовывали массовые мероприятия как минимум до полномасштабного вторжения, а как максимум вообще к пандемии COVID-19. Некоторые вещи уже забылись, кроме того, за это время сменилась аудитория, те вещи, которые работали еще пять лет назад, уже были не интересны. Пришлось не только вспоминать предыдущий опыт, но и учиться новому.

Были разработаны алгоритмы, как реагировать на воздушные тревоги. Незадолго до того россияне начали активно обстреливать украинские города и были опасения, что Одесса станет следующей именно в этот период. Даже был прописан план на то, что делать, если в городе будут объявлены траурные дни. Однако здесь всем причастным к фестивалю повезло: за все два дня проведения PORT была лишь одна короткая воздушная тревога.

«На событиях фестиваля присутствовали люди из областной администрации, которых я не ожидал там увидеть, мягко говоря, вообще. Некоторые люди приходили на концерт, потому что то, что их может задеть на фестивале, это именно музыкальная часть. Некоторые люди приходили на ярмарку, потому что они хотели купить книгу и купить ее не где-нибудь в книжном магазине, а так, чтобы это была атмосфера, так чтобы выпить еще какой-нибудь коктейль, вино или кофе и вообще зачекиниться на культурном событии. Сработало то, что фестиваль был не только для какого-то занудного обсуждения старинной литературы, а это было событие о современности и современных людях», – вспоминает коммуникационный менеджер литературного фестиваля PORT Игорь Филиппов.

Несмотря на то, что PORT получил много одобрительных отзывов, организационные процессы сопровождались серьезными трудностями. Подготовительные работы к фестивалю начали в апреле, когда стало известно, что финансовые средства будут, а само мероприятие состоялось уже в августе. Создание культурного события происходило в авральном режиме, были ошибки на плакатах, которые исправляли в последний момент, команда работала фактически без выходных. Это при том, что у многих организаторов были другие работы или проекты.

Чтобы избежать выгорания и сделать все, как положено, подготовку к мероприятиям подобного формата нужно начинать как минимум за девять месяцев до того, как стало известно, что событие произойдет. Это поможет сделать массовые инвенты максимально качественными и безопасными, никуда не торопясь. Тем более есть надежды, что после первых успехов будет проще получить финансирование на следующие фестивали подобного формата и иметь больше времени для подготовительных работ.

***

Запорожье и Одесса успешно адаптируются к сложностям военного времени. Это касается не только сектора безопасности, адаптации вынужденных переселенцев или экономического развития. Даже в вопросах культуры оба прифронтовых города делают уверенные шаги, демонстрируя незаурядную устойчивость и гибкость. К удивлению жителей других регионов Украины под угрозой российских ударов, во время постоянных сигналов воздушной тревоги культурно-художественная отрасль Одессы и Запорожья не просто живет, но и развивается, демонстрируя сплоченность местной громады, совместные эффективные усилия местного самоуправления и общественного сектора, а также уверенность в будущем Украины.

Статья подготовлена ​​в соавторстве редакциями «Первого Запорожского» и Informer.od.ua. Текст – Наталья Шевчук, Андрей Вавилов


Читайте также:

Получайте новости быстрее с пoмoщью нaшегo Telegram-кaнaлa: https://t.me/onenews_zp

Пoдписывaйтесь нa «Первый Зaпoрoжский» в Instagram!

0