Первый Запорожский

Израненный, но непокоренный: как живет Орехов – под постоянными обстрелами, без света и газа (ИНТЕРВЬЮ)

Життя під цілодобовими обстрілами: як сьогодні виживають мешканці Оріхівської громади (ІНТЕРВ’Ю)

Орехов в Запорожской области, расположенный в восьми километрах от линии фронта, почти полностью разрушен, но в нем до сих пор живут 750 человек. До полномасштабной войны здесь жили 14 тысяч сегодня же остались преимущественно пожилые люди, которые отказываются эвакуироваться, несмотря на ежедневные атаки российской артиллерии, авиации и дронов.

За более чем три года активных боевых действий враг уничтожил всю инфраструктуру города: не уцелело ни одного здания. С 2022 года Орехов остается без электроэнергии, газа и водоснабжения. Единственная связь с внешним миром это пункты несокрушимости. Местные ночуют в подвалах и вынуждены защищаться от вражеских беспилотников антидроновими сетками.

Несмотря на это, жизнь в городе продолжается: люди обрабатывают огороды, занимаются хозяйством и покупают продукты на стихийном рынке. Коммунальные службы продолжают убирать улицы и развозить воду.

О том, как Орехов выживает под постоянным огнем, «Первому Запорожскому» рассказал начальник Ореховской городской военной администрации Пологовского района Николай Виниченко.

«Инфраструктура Орехова разрушена на все 100%, а сам город – на 95%»

– Как изменилась интенсивность обстрелов в вашей громаде за последние месяцы?

– Интенсивность обстрелов увеличилась, как из артиллерии, так и со стороны FPV-дронов. По городу бьют из всего, что есть.

Начальник Ореховской городской военной администрации Николай Виниченко.
Фото: Суспільне Запоріжжя

– Какие населенные пункты больше всего страдают от обстрелов?

– Больше всего страдают наши прифронтовые села – Новоданиловка, Новоандреевка, Новопавловка. Ну и Орехов тоже страдает не меньше.

Из семи сел Ореховской громады три – Мирное, Копани и Нестерянка – находятся во временной оккупации. Остальные — Новоандреевка, Щербаки, Новопавловка и Новоданиловка – расположены вблизи линии фронта. Как и Орехов, эти села постоянно страдают от интенсивных российских обстрелов.

– Расскажите, как российские дроны атакуют прифронтовые села громады. Долетают ли дроны до Орехова? И как местные жители реагируют на эту угрозу?

– Дроны долетают не только до Орехова, они уже залетают даже за Орехов. Как реагируют жители? По городу натянуты антидронные сетки, поэтому люди пытаются прятаться под ними или под деревьями. Разумеется, если они едут на автомобиле, спрятаться трудно. Были случаи, когда российские дроны атаковали гражданские машины.

– Какой масштаб разрушений в Орехове и всей громаде? Насколько сильно пострадала инфраструктура города?

– Инфраструктура разрушена на все 100%, а сам город – на 95%.

– Какое количество мирных жителей погибло или пострадало из-за российских обстрелов в вашей громаде с начала полномасштабной войны?

– С начала полномасштабного вторжения более 300 человек были ранены и более 80 погибли.

«Большинство людей в Орехове живет в подвалах»

– Какова сейчас численность населения в Орехове и громаде? Насколько она изменилась по сравнению с довоенным временем?

– В самом городе сейчас остается 750 человек, до войны было 14 тысяч. Во всей громаде сейчас проживает 1071 человек, а до войны было 19200. В основном это пожилые люди в возрасте 65+.

– Эвакуируются ли сейчас люди? Кто организует эвакуацию?

– Эвакуацию организуем мы. Постоянно проводим беседы с людьми, предлагаем им места в общежитиях в Запорожье и по всей Украине – как в центральной, так и западной частях. Но те, кто хотел уехать, уже уехали. Те, что остались, говорят: «Мы никуда не поедем». Уговаривать их очень и очень трудно. Говорят: «Мы здесь родились, здесь мы и останемся».

– Расскажите, как выглядит повседневная жизнь людей, которые остались. Как они живут в условиях постоянной опасности?

– Большинство людей живет в подвалах в частном секторе. Мы развозим им гуманитарную помощь, воду, вывозим мусор. Стараемся избегать скоплений, поэтому развозим все по местам проживания. Люди защищаются от дронов сетками. Они стараются утром выйти в город, возможно, сходить на рынок, но в основном сидят дома.

– Расскажите, как выглядит торговля под обстрелами? Что продают?

– Каждое утро люди торгуют. На рынке все больше появляется тех местных предпринимателей, которые работали еще до войны. Они продают как свою продукцию, так и товары, которые закупают в Запорожье. Эти предприниматели рискуют и работают каждое утро с 6:30 до примерно 12:00.

– Занимаются ли люди сельским хозяйством?

– Все, кто живет в частном секторе, занимаются огородничеством. Рискуя, люди сажают огороды, обрабатывают их. Крупного сельского хозяйства в громаде нет.

«Пункты несокрушимости в Орехове полностью обустроены всем необходимым»

– Как сегодня громада поддерживает тех, кто остался жить под обстрелами?

– Поддерживаем всем, чем можем. Общаемся с донорами и фондами, чтобы была как денежная помощь, так и помощь в натуральном виде: средства гигиены, продукты питания, топливная древесина. Всем, что возможно, стараемся обеспечить людей, чтобы они не чувствовали себя брошенными.

– Расскажите о работе пунктов несокрушимости. Какую помощь там могут получить жители?

– Пункты несокрушимости полностью оборудованы всем необходимым. Внутри есть повербанки, Starlink, буржуйки, раскладные кровати и матрасы. Также обеспечиваем их гуманитарной помощью и средствами гигиены – полностью всем.

– Какова ситуация с базовыми коммуникациями – светом, газом, водоснабжением, связью?

– Этих коммуникаций нет с 2022 года. Мы раздали людям емкости для воды и развозим ее своим автомобилем. У нас на генераторах работают две скважины глубиной 180 метров с питьевой водой. Свет в городе есть примерно в 10% домов, в остальных его нет. Газа также нет. Люди готовят на улице, на печах, на буржуйках. В прошлом году мы раздавали им брикеты и средства на древесину. Вот так люди живут.

– Расскажите, какова ситуация с медицинской помощью? Как оказывается помощь пострадавшим от обстрелов?

– У нас ежедневно работает врач в нашем пункте несокрушимости. Если человек ранен, его доставляют в стабилизационный пункт в одном из населенных пунктов неподалеку. А потом человека везут уже в областную больницу.

– Есть ли у жителей проблемы с доступом к лекарствам?

– Нет, проблем нет. Мы просим волонтеров, они обеспечивают нас лекарствами, и мы раздаем их людям бесплатно.

– Как работают коммунальные службы в громаде? Что они делают? Хватает ли работников?

– Для сравнения: до полномасштабного вторжения в коммунальных службах работало около 100 человек. Сейчас в трех коммунальных службах работает до 50 человек. Но справляемся: возим воду, убираем город, вывозим мусор.

– Много ли бездомных животных в городе? Кто о них заботится, если вообще заботится?

– В местном совете есть люди, которые заботятся о животных, и местные жители также заботятся. Волонтеры привозят корм. Также они стерилизуют животных. Некоторых эвакуируют в безопасные города и находят им приюты. Но все равно много животных остается в городе.

– Работает ли общественный транспорт в Орехове?

– Да, у нас работает транспортное сообщение. Маршрут «Запорожье-Орехов» курсирует ежедневно. Если людям нужно снять средства, получить пенсию или что-то купить, они едут в Запорожье.

«После войны надо будет полностью строить новый город»

– Поддерживает ли громада контакт с людьми, которые эвакуировались из Орехова и окрестных сел? Сколько переселенцев осталось жить в Запорожье?

– Конечно, в Запорожье тоже поддерживаем: предоставляем им гуманитарную помощь. В ЦПАУ оказывают помощь с документацией. В настоящее время в Запорожье находится 8230 переселенцев из Ореховской громады.

Воронка, образовавшаяся от взрыва российского снаряда.
Фото: Укринформ, Дмитрий Смольенко

– В Запорожье успешно работает релоцированная многопрофильная больница интенсивного лечения. Какие еще коммунальные учреждения из Орехова работают в Запорожье и насколько успешно?

– В Запорожье работает наша больница, две школы, центр предоставления административных услуг, центр предоставления социальных услуг, а также релоцированный исполнительный комитет.

– После обстрелов многие жилые дома получают повреждения. Оказывает ли громада жителям помощь в ремонте домов?

– Да, мы оказываем помощь, работаем с двумя донорами – это гуманитарная миссия «Пролиска» и общественная организация «Солнце ЮА». Люди подают заявки, потом волонтеры приезжают и привозят им строительные материалы для быстрого ремонта.

– Какие шаги предпринимают в громаде, чтобы подготовить людей к осенне-зимнему периоду?

– Каждый год мы предоставляем как финансовую помощь на приобретение (печного бытового топлива, – прим.), так и завозим твердое топливо. Мы единственная громада в Пологовском районе, которая получает и то, и другое.

– Какова сегодня ситуация с минной опасностью и неразорвавшимися боеприпасами в вашей громаде?

– Такой проблемы у нас нет, потому что на нашей территории работает ГСЧС, военные саперы. Если что-то не взорвалось, люди видят и обращаются к нам. Мы звоним саперам ГСЧС, они выезжают и ликвидируют.

Прифронтовой город Орехов в Запорожье. На фото – многоэтажки и клубы дыма от пожара, вызванного российскими обстрелами.
Фото: Суспільне Запоріжжя

– Каким вы видите путь восстановления громады после войны?

– По моему мнению, надо будет полностью строить новый город за счет привлечения доноров, международных партнеров и государственных средств.

– Удается ли налаживать связи с международными партнерами или фондами по восстановлению громады?

– Сейчас громада находится в зоне активных боевых действий, поэтому о чем-то конкретном говорить рано. Предварительные обсуждения ведутся, но пока идут бои – никакой конкретики нет.

Текст – Александр Носок

Предприятие релоцировали из-под обстрелов: как завод «Ореховсельмаш» возродил производство сельхозтехники в Запорожье


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

Exit mobile version