
Помощь для ветеранов и их семей: как в Запорожье работает реабилитационное пространство «Блокпост»
Уже больше года в Запорожье работает мультифункциональное реабилитационное пространство для ветеранов и ветеранок украинских войск «Блокпост». В пространстве есть психологи, реабилитологи, социальные работники и юристы, помогающие защитниками с решением их вопросов. Кроме того, в «Блокпосте» работают с женами и детьми военнослужащих. Им оказывают всестороннюю помощь.
О том, с какими запросами обращаются, об успехах работы и планах на будущее, «Первому Запорожскому» рассказали специалисты и руководитель пространства «Блокпост» Владислав Мороко.
Создание центра стало ответом на запрос ветеранов
Идея создания пространства для ветеранов и ветеранок украинских войск родилась еще в 2022 году, когда в Запорожье массово приезжали люди с временно оккупированных территорий. Тогда Владислав Мороко работал руководителем областного департамента культуры, туризма, национальностей и религий и занимался созданием гуманитарных хабов в областном центре, в частности, в «Козак-Палац». За полгода через него прошли более 170 тысяч переселенцев.
«Поскольку мы были не до конца готовы принимать огромное количество переселенцев, делали все «с колес» – и в цирке открывали хабы, открывали в выставочном зале и на улице возле «Эпицентра». Тогда пришло понимание того факта, что на фронте сейчас воюет около полутора миллионов человек, которые будут потом возвращаться, – рассказал Мороко. – Уже тогда было понятно, что нужно готовиться к возвращению защитников и соответственно делать не такие полевые условия, когда реагировали экстренно, а делать так, чтобы защитникам было удобно и комфортно. Кроме того, важен подбор кадров. Социальных представителей и психологов в том количестве, в котором нуждается сейчас страна, нет и не готовили».
В 2022 году стало понятно, что нужен центр, в котором будут предоставляться услуги юридические, психологические, социального сопровождения, обучения. Поскольку в областном и государственном бюджете не было средств на открытие такого коммунального пространства, мы с командой начали поиски финансирования. При поддержке Министерства иностранных дел Литвы в апреле 2024 удалось открыть многофункциональное реабилитационное пространство для ветеранов украинских войск «Блокпост». Работу пространства тогда профинансировали на год. В настоящее время центр работает самостоятельно, а финансирование получает путем всевозможных грантов и государственных программ. В частности, «Блокпост» продолжают сотрудничество с Литвой. Сам проект бессрочный.
«Мы сейчас совместно с нашими друзьями, с партнерами из фонда «Открытая Литва», ищем новых спонсоров для продолжения более масштабного проекта. Хотим расширить не только географию, то есть пойти от города в область, но и увеличить количество получателей услуг. То есть, соединив все категории лиц, пострадавших от войны», – отмечает руководитель реабилитационного пространства.
В «Блокпосте» оказывают помощь ветеранам и ветеранкам, членам их семей, а также работают с семьями действующих военнослужащих.
«Мы ни в коем случае не гонимся за цифрами, а в первую очередь показываем важность сопровождения, – рассказал Владислав Мороко. – Если человек пришел с проблемой, то мы его сопровождаем, пока проблему не решим. Это может занять неделю или два месяца – в зависимости от сложности ситуаций, в которых человек находится».
В «Блокпосте» уверяют, что сейчас это единственный в Запорожье центр с мультифункциональной командой, в котором для нужд ветеранов крайне широкий перечень возможностей: реабилитация, социальные услуги, юридический хаб, психологическая помощь, а также спортивный зал.
«Блокпост» сплачивает вокруг себя специалистов
В центре отмечают, что помощь ветеранам и членам их семей должна стать обыденной и приоритетной для государства.
«Любое государство не было бы готово к последствиям такой войны, которая есть сейчас в Украине. Полностью нужно территории региона восстанавливать, менять структуру общества. Вы представьте, полтора-два миллиона воюющих, это 6-8 миллионов вместе с родными, это фактически 50-40% активного общества, нуждающегося в помощи. Только департаментов и коммунальных заведений не хватит, – отметил руководитель пространства. – Таких, как наше пространство, должно быть десятки в каждом областном и районном центре. При всей напряженности работы мы оказали помощь около 2000 человек за этот год (с апреля 2024 по июнь 2025). Но ведь 2000 – это лишь небольшой процент из 240 тысяч, нуждающихся в поддержке в Запорожской области».




Сегодня реабилитационное пространство для ветеранов «Блокпост» сотрудничает с местными властями, территориальными громадами (в этом году планируют больше ориентироваться на работу с ОТГ) и министерствами. В частности, с Министерством по делам ветеранов в прошлом году провели художественную всеукраинскую акцию и показали работы добровольца Владимирова Безрукова, а также выпустили каталог его работ «Штрих-код на дверях времени».


«Владимир – доброволец из города Калуш, воевавший на Запорожском направлении. Мы с ним познакомились здесь еще в 2022-2023 годах. Тогда собрали в нашем музее коллекцию его работ, а это более 200. Он работает на том, что находится под рукой: на дверях от домов, ящиках от снарядов. Все картины нарисованы «на нуле». Мы собрали мобильную выставку и показывали ее в Запорожье, Днепре, Полтаве, Киеве, Умани, Одессе и Кропивницком. Считаем, что это один из элементов реабилитации – показать воина-художника, – рассказал руководитель центра. – В этом году будем открывать наши филиалы и, в том числе, покажем эти работы. Нас уже ждут в Ровно, Мукачево, Ужгороде. Это тоже одно из направлений нашей работы».
От юридических консультаций до реабилитации спортом: какую помощь оказывают в центре
В пространстве сегодня работают 15 специалистов: юрист, психолог, реабилитолог, социальный работник и не только. Все специалисты – дипломированные, есть в реестре поставщиков социальных и психологических услуг, официально зарегистрированы и имеют право работать с категориями населения, на которых рассчитан центр.
В «Блокпосте» работает большая группа социального сопровождения, которая среди прочего помогает с возможностями обучения, поиска работы, помощи в написании грантов. Например, три жены действующих военных и одна жена погибшего военнослужащего обратились к социальной работнице «Блокпоста» Анастасии Довбне. Женщины обратились, потому что хотели изменить жизнь. В пространстве им помогли через центры занятости оформить ваучеры на бесплатное получение второго образования. На сегодняшний день украинцы могут получить ваучер на безвозмездное обучение, чтобы овладеть новой профессией. Получение новой профессии или специальности финансируется за государственный счет: 33 тысячи гривен в год обучения.
«Три жены пошли учиться на психологов, хотя до этого не работали в этом направлении. Одна из женщин имела с мужем совместный бизнес, связанный с электроэнергией, даже было определенное производство. Но она его не потянула и впала в депрессию. Женщина не понимала, что дальше ей делать, когда он вернется, поэтому начала психологией заниматься, ходила к нашему психологу, ну и мы ее скоммуницировали и дальше помогали. Жена погибшего военного, ранее работавшая детским реабилитологом, также пошла учиться на психолога и сейчас работает в «Ветеран ПРО», – рассказывает социальная работница «Блокпоста» Анастасия Довбня.



В то же время Владислав Мороко добавил, что в общей комнате пространства также планируют сделать учебный класс. Пока на это ищут финансирование.
«Как показала практика, когда обращаются в нашу бизнес-школу, люди хотят открыть, например, свою кофейню или парикмахерскую, но опыта особенно нет. Поэтому нужно их учить», – рассказал руководитель центра.
Также в пространстве есть реабилитационная комната. Местные специалисты работают с военными после операций и не только.
«У нас есть двое массажистов. Они также работают и с возобновлением движения суставов, – рассказывает Мороко. – Ирина, реабилитолог, она у нас работает с постинсультными состояниями. К сожалению, инсульт помолодел и увеличил свою социальную базу. Среди военных есть редкие случаи – соответственно есть потребность в помощи. Мы закупили оборудование. Работаем с тяжелыми ситуациями после инсульта, восстановления после паралича работы конечностей, кистей рук и т.д.».


В пространстве также скоро возобновит работу спортивный зал, который сейчас ремонтируют. Тренер Дмитрий Белов работает с ветеранами и членами семей военнослужащих. Рассказывает, что чаще всего женщины приходят потренироваться, чтобы избавиться от вызванной стрессом скованности и восстановиться ментально с помощью спорта. Дети военнослужащих приходят, в основном, чтобы накачать мышцы. Тренер рассказывает, что каждому показывает правильную технику выполнения упражнения и советует, как подбирать рацион в зависимости от запроса человека.
«Работали с ветеранами с ампутациями. Был успешный опыт работы с вышедшим из комы мужчиной. Он сначала прошел курс базовой реабилитации, а затем обратился в наше пространство, – отмечает Дмитрий Белов. – Наш реабилитолог сначала с ним поработала, немного его размяла, привела мышцы в тонус. Дальше мы с ним занимались в спортзале и уже через месяц он уже мог подтянуться 10 раз в турнике. Это очень классный результат. Мы все радовались».






В центре семьи военнослужащие могут получить юридическую помощь. Специалист Дмитрий Луц рассказывает о широком спектре вопросов, по которым к нему обращаются, который исходит из перечня льгот, которые могут получить семьи военнослужащих и участники боевых действий.
«Часто интересуются механизмом реализации каждой юридической льготы, потому что одно дело, это прописанная в законе нормативно-правовая льгота, а другая – механизмы ее реализации, – рассказывает юрист. – Члены семей в основном обращались относительно разъяснения правовых льгот на жилищно-коммунальные услуги, поступления в высшие учебные заведения, льготного проезда. Список льгот широкий и наша ключевая задача – проконсультировать членов семей участников боевых действий и разъяснить, каким образом они могут реализовать это право и при необходимости помочь подготовить определенный сопроводительный документ».
Специалист Виктория Гамаюнова работает в пространстве с начала его работы. Она также оказывает в центре юридическую и правовую помощь. Отмечает, что за помощью обращаются и семьи пропавших без вести и военнопленных. В частности, возникает много вопросов по денежному довольствию. Были кардинальные изменения в законодательстве, которые приходилось объяснять родным защитников простыми словами.
«Если погибший, то там вопрос о написании заявления на получение денежной помощи. Были даже такие нюансы, что жене военного, проживающей в Киеве, предложили получить квартиру. Но есть определенный нюанс – если ты получаешь жилье, как жена погибшего, то ты не имеешь право получать денежную помощь в размере 15 миллионов. Надо отказываться, – отмечает Виктория. – Мы можем посоветовать, задать определенное направление, направить, но решать все равно субъекту обращения. К примеру, семье сказали, что она имеет право на оформление льготы в размере 75% за оплату коммунальных услуг. У людей возникает вопрос, что дальше с этим делать. Поэтому мы объясняем, на что они вправе и как его реализовать».
Также к специалистам обращаются по оформлению алиментов или наследства, квартирного учета. Часто возникают вопросы компенсации имущества, находящегося в зоне активных боевых действий. Виктория отмечает, что за год они обработали около 600 подобных запросов.
В целом правовое направление пользуется наибольшим спросом в центре. Как объясняют специалисты, это связано с тем, что люди либо не знают своих прав, либо знают, но не понимают, как их защитить.
«У большого количества людей, выходящих после ранения из госпиталя, например, в решении военно-врачебной комиссии написано, что травма связана с прохождением военной службы. А там есть нюанс: если написано, что травма связана с прохождением военной службы – это одни выплаты и льготы. А если написано: травма получена в связи с защитой родины – совсем другие, где-то в три-четыре раза в денежном эквиваленте. Соответственно, люди обращаются и мы помогаем это обжаловать и восстанавливаем уважение к человеку, получившему ранения».
Психологи, социальные работники и юристы центра также работают и с группами людей, собирающих по определенным направлениям. В частности, в общей комнате проводят арттерапию для ветеранов и членов их семей.




Самыми проблемными направлениями, загруженными полностью, в центре называют психологию, социальную защиту и правовое направление. И отмечают, что большинство людей, которые к ним обращаются, отказываются идти к психологу из-за отсутствия культуры психологической помощи в постсоветских странах. Поэтому всех, кто обращается в «Блокпост», направляют к психологу, где они заполняют анкеты, и оттуда направляют к нужным специалистам.
«В результате 9 из 10 все же потом остаются, потому что помощь психолога нужна абсолютно всем нам. В прифронтовом Запорожье, постоянно под ударами, это нужная услуга», – отмечает Владислав Мороко.
Сказкатерапия и навыки блогерства – детские и подростковые пространства в «Блокпосте»
В центре также есть детское дошкольное пространство «Алярмик» и подростковый хаб «Художественное оружие Украины». Несколько раз в неделю сюда на занятия приходили дети. Сейчас работа пространств на паузе из-за ремонтных работ.
В группе с детьми работали педагоги и другие специалисты, в частности, проводили сказкотерапию и занятия по рисованию. Благодаря социально-ответственному бизнесу удалось возводить детей на весь день в бассейн. Такие просторы здесь создали, чтобы немного разгрузить жен военных, ведь пока мужчины защищают страну от российских захватчиков, весь уход за ребенком лег на их плечи.
«Мы не делали постоянную группу, как в детском саду, потому что у нас нет таких возможностей и ответственность на себя брать пока мы не можем. Ведь для того чтобы так работать нужны, именно специалисты в этом направлении и их надо сплотить на будущее», – отмечает Мороко.



Также работает направление для подростков, которое первоначально назвали «Художественное оружие», считая, что подростки захотят рисовать. Однако на самом деле они больше хотят быть блогерами.
«Соответственно, мы изменили тактику и приглашали в гости инфлюэнсеров, которые имеют 20 тысяч подписчиков и более. Они учили подростков делать посты, фотографии и т.д. У нас были хорошие интересные гости. Поэтому мы снова возобновим работу этих направлений после завершения ремонтных работ», – добавил руководитель «Блокпоста».
За год 153 ребенка и 234 подростка посетили занятия в пространстве. В центре надеются, что после возобновления работы пространств они снова придут на занятия, ведь это важно и для них. К сожалению, на сегодняшний день дети социально изолированы. Сначала они были на дистанционном обучении через COVID-19, затем войну.
«Наши партнеры из института последипломного образования учителей подтвердили эту проблему. У нас собирается группа детей, они видят преподавателя, но они не видят друг друга. Соответственно, мы еще их обучали общаться. Дети не агрессивны, но в их сегодняшнем мировоззрении, когда еще один ребенок рядом, это некий нонсенс. Это еще один момент, который нам нужно будет преодолеть после окончания войны, потому что большинство наших детей, к сожалению, последние годы проводит время только с компьютером. Это тоже проблема, о которой мы разговариваем также с министерством. Вместе с ними планируем делать определенные мероприятия», – добавил Владислав Мороко.
Масштабирование услуг и географии
Реабилитационное пространство в активном поиске спонсоров, которые могут помочь сделать автономную котельную или аналог автономного отопления, ведь помещение, в котором находится «Блокпост», было не только запущенным, но и отключенным от отопления.
В планах «Блокпоста» также масштабироваться и открыть филиалы в Мукачево, Ужгороде, Черкассах, Львове и Ровно. Кроме того, в планах сотрудничать с хабами Запорожской области.
В Запорожье реабилитационное пространство для ветеранов «Блокпост» планирует увеличить количество услуг. В частности, хотят сделать убежище для демобилизованных, вернувшихся с войны и не имеющих где жить.
«Возникает проблема, которую мы уже видим периодически в Запорожье, Одессе, Киеве – на улице есть ветеран, которому просто физически возвращаться некуда и соответственно ему нужно где-то остановиться. Планируем такой шелтер. Это не постоянное общежитие, а помощь на две недели, чтобы они смогли перевести дух и поработать с нашими специалистами», – рассказывает Владислав Мороко.
Приют для ветеранов «Блокпост» планирует сделать в сотрудничестве с партнером – ветераном, у которого есть капсульный отель. В перспективе там планируют сделать шелтер, но ждут активных спонсоров, которые готовы помочь в реализации этого проекта.
Текст – Иванка Волощук, Андрей Вавилов, фото из архива реабилитационного пространства «Блокпост»
Читайте также:
- Совместить семейное увлечение и бизнес: как в Запорожье ветеран АТО вместе с супругой открыл собственную пиццерию, воспользовавшись грантом от государства
- Стронгмен, волонтер и защитник: путь силача из Мелитополя Валерия Газаева
Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp
Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!
0