Возможности Erasmus+: как запорожские преподаватели с помощью программы ЕС получают опыт в лучших европейских вузах

Возможности Erasmus+: как запорожские преподаватели с помощью программы ЕС получают опыт в лучших европейских вузах

Известная программа Европейского союза Erasmus+ предлагает украинским студентам и сотрудникам университетов широкие возможности: стажировки, академические обмены и реализацию других проектов в сфере образования, профессиональной подготовки, молодежи и спорта. «Первый Запорожский» пообщался с тремя запорожскими преподавателями, которые воспользовались возможностями Erasmus+ и побывали на стажировке в известных европейских вузах.


Алина Осаул, начальница отдела международных связей Запорожского национального университета, старший преподаватель кафедры международной экономики, природных ресурсов и экономики международного туризма экономического факультета ЗНУ

В 2016 и 2017 году в рамках программы Erasmus+ проходила стажировки в Университете Бабеш-Боляй (Клуж-Напока, Румыния)

«На свою первую стажировку в рамках академической мобильности для персонала программы Erasmus+ я ездила в мае 2016 года. На тот момент у ЗНУ был подписан договор о об академической мобильности с этим вузом. Я подала свои документы, прошла конкурсный отбор и получила возможность поехать на недельную стажировку.

Главная цель участия в академической мобильности для меня – это желание увидеть, как организована международная деятельность на экономическом факультете университета Бабеш-Боляй и в университете-партнере в целом. Было интересно пообщаться с людьми, которые принимают участие в международной деятельности и занимаются ее воплощением в жизнь.

Университет Бабеш-Боляй – один из старейших университетов Румынии, в котором учатся тысячи студентов. ВУЗ находится в Клуж-Напоке – городе, уровень жизни которого один из самых высоких в стране. Стандарты университетского образования здесь на порядок выше, чем в других университетах, о чем свидетельствует занимаемое место в национальных и международных рейтингах. У меня была возможность посмотреть, как организована международная деятельность, и на уровне университета, и факультета экономики и бизнес-администрирования. У университета подписаны договоры об академической мобильности с 500 университетами по всему миру. Это очень большой масштаб деятельности. Ежегодно около 800 иностранных студентов приезжают сюда, имея возможность проходить стажировки и практики длительностью от одного семестра и более. Коллеги из Erasmus-офиса и международного отдела университета рассказывали, как они работают, как предлагают различные варианты сотрудничества будущим партнерам, как в целом налаживают связи между партнерами. Например, когда делегация университета едет в Корею, сотрудник международного отдела, который владеет корейским языком, обязательно едет с ними, чтобы налаживать контакты.

Кроме того, мне было интересно, как проходит процесс обучения в этом многонациональном университете. Программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры идут не только на румынском, но и на венгерском языке. Очень много программ – англоязычных. Современные европейские требования предполагают, что в университете обучение проходит не только на родном, но и на иностранном языке. Румыны рассказали, как боролись с трудностями, чтобы прийти к этому. Как они не один год обкатывали программы обучения на иностранных языках. Как боролись с сопротивлением со стороны преподавательского состава, как мотивировали их участвовать в международной проектной деятельности.

Сегодня в этом университете невозможно, чтобы преподаватель не говорил хотя бы на английском языке. Для этого в их университете существуют оснащенные всеми современными технологиями лингвоцентры. Это касается не только английского языка. Например, в Университете Бабеш-Бойяи, как и в ЗНУ, работает Школа Конфуция, в которой преподают китайские специалисты. Кроме этого, там существует центр изучения корейского и японского языков.

Через год в июле я снова побывала в Университете Бабеш-Бойяи. Это был организованный международным отделом и Erasmus-офисом учебного заведения саммит, на который пригласили представителей университетов-партнеров из разных стран.

Во время саммита я поняла, что те, кто, кроме английского, дополнительно владеет испанским, французским и немецким языками были более свободны в общении с иностранными коллегами. После этого яеще раз убедилась, что изучение языков – это постоянный процесс самосовершенствования. Особенно, если ты работаешь в сфере международной деятельности. Поэтому сейчас я изучаю французский и совершенствую знания немецкого, который проходила в университете. Эти знания помогут мне развиваться в моей профессиональной деятельности.

Это был не только академический или международный опыт, но и была возможность познакомиться со страной и городом. Наши коллеги организовали для нас экскурсии и показали, чем живут город и университет. Например, современный ботанический сад, в котором работают представители биологического факультета, и многовековые соляные копи».

«В 2018 году я принимала участие в International teaching week в Печском университете Венгрии. Каждый год там проводят международную неделю для преподавателей со всего мира. Это открытый конкурс для коллег, которые хотели бы у них в течение недели читать лекции по разным дисциплинам. В апреле 2018 года я ездила туда читать лекции по макроэкономике. Вместе со мной там были коллеги из Нидерландов, Германии, Канады и Франции.

В этом университете, кроме студентов из Венгрии, по государственным стипендиям обучается много молодежи из разных стран мира. Для меня это была возможность прочитать лекции перед международной аудиторией на английском языке. Когда я рассказывала о макроэкономической ситуации в Китае, передо мной сидели китайские студенты, которые задавали вопросы и вносили свои коррективы. Это был незабываемый опыт работы с такой аудиторией.

Также в рамках этой стажировки преподаватели экономического факультета проводили лекции и рассказывали о новых технологиях обучения с акцентом на интерактивный компонент, а специалисты из других университетов делились своим опытом. Например, коллеги из Нидерландов рассказывали о том, что люди, которые читают лекции студентам, не называют себя преподавателями в нашем традиционном понимании. А скорее, кураторами, наставниками, которые направляют студентов в определенное русло. Вместо привычных лекций нидерландский студент в течение семестра занимается проектом, который включает в себя компоненты экономики, истории, права, информатики и других наук. Этот проект является ориентированным на практику. Потому что все темы, начиная с первого курса, одобряются либо работодателями, либо представителями муниципалитетов. Студенты защищаются в присутствии представителей бизнеса. И эти проекты можно внести в свое будущее резюме. Другими словами, студент с первого курса работает на своего будущего работодателя с возможность реализовать себя на рынке труда и получает знания, которые теоретически почерпнуть невозможно».

«В феврале и в ноябре 2018 года я ездила во Францию, в учебный комплекс Сан-Март Шавань (город Ангулем). Поездка состоялась в рамках договора о сотрудничестве ЗНУ и экономического факультета в академической сфере.

Сначала декан экономического факультета Алла Череп и я, как замдекана по международной деятельности, ездили знакомиться с работой этого учебного комплекса. Это был для нас совершенно специфический опыт, потому что в этом учебном заведении готовят только экономистов – бакалавров с коротким трехлетним курсом обучения – очень востребованных на рынке труда специалистов. В рамках этого сотрудничества нам было интересно, как проходит подготовка бакалавров и каким образом осуществляется связь с работодателем.

В следующем раз мы ездили в Ангулем с делегацией студентов и преподавателей экономического факультета ЗНУ, чтобы они могли ознакомиться с работой учебного комплекса и пообщаться со своими французскими коллегами, которые изучают учет и финансы. Также нашим студентам показывали предприятия, на которых там проходят практику студенты. Это была поездка, в рамках которой наши студенты могли убедиться, что знания, которые они получают в Запорожье, могут быть практически применимы и во Франции. И что они потом могут получить возможность продолжить обучение за границей».

***

«Если сравнивать европейскую и украинскую модель высшего образования, безусловно, у нас есть много преимуществ. В первую очередь, мы очень открыты к новой информации и обмену. Во-вторых, образование, которое мы получаем здесь, является более широким и междисциплинарным. Начиная с первого курса, мы учим широкий круг дисциплин, который дает возможность потом себя реализовать на рынке труда и более свободно контактировать с иностранными партнерами. Широкий кругозор студентов – это один из плюсов украинской высшей школы.

Цели программы Erasmus+ и стажировок в рамках других проектов очень схожи. Это программы, которые поддерживают проекты международного сотрудничества и партнерства, различных совместных мероприятий, мобильности в сфере образования, профессиональной подготовки, молодежи, спорта. Проекты могут быть более широкими или узкими, направленными на разную аудиторию. Но в целом, это программы международного сотрудничества, которые объединяют большое количество стран. Например, в Erasmus+ участвуют более 150 стран мира. И Украина – одна из них.

Хочу сказать, что в нашем университете интерес к международной деятельности растет с каждым годом. Ежедневно в международный отдел обращаются студенты, которые хотели бы принять участие в программе обмена. Это и учебные, и волонтерские программы, это программы в рамках проектной деятельности. Иногда иностранные вузы выигрывают международный проект, который предполагает привлечение иностранных коллег. В таком случае наши студенты и преподаватели подают свои заявки.

Erasmus+ – это не только академическую мобильность. Это еще и различные проектные программы. Запорожский национальный университет в этом году занимает третье место в Украине по количеству выигранных грантовых проектов в рамках Erasmus+: две программы направления К2 «Развитие потенциала высшего образования» и 6 проектов в рамках модулей Жана Моне. Это все междисциплинарные проекты, которые будут реализовываться представителями разных факультетов.

До пандемии в ЗНУ также ежегодно приезжали коллеги из других университетов, с которым подписаны договоры о сотрудничестве. Например, очень востребованы стажировки от коллег из польских университетов. К нам на юридический факультет приезжают из американских вузов. На факультет иностранной филологии каждые полгода приезжают волонтеры из США, Канады и Франции. Сразу после открытия границ представители Папского университета Саламанки (Испания) готовы приехать в ЗНУ, чтобы налаживать международные контакты в сфере изучения испанского языка как иностранного.

Сейчас у нас очень много интерактивных лекций, дебатов, круглых столов с участием иностранных коллег проходит в онлайн-формате. В новых условиях наши преподаватели активно участвуют в онлайн-стажировках, которые признаются на уровне Минобразования. Кроме этого, многие западные университеты начали проводить в режиме онлайн дни открытых дверей. Например, в прошлом месяце мы принимали участие в дне открытых дверей в Лодзинском техническом университете (Польша). Несмотря на пандемию, международная деятельность в онлайн-формате стала очень активной и востребованной».


Станислав Черкасов, заместитель декана исторического факультета ЗНУ по международной деятельности, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений

В ноябре 2019 года участвовал в стажировке в Университете Фоджа (Италия)

«Запорожский национальный университет постоянно сотрудничает с Университетом Фоджа (Италия) в рамках проекта Erasmus+. И каждый наш студент или преподаватель может принять участие в этой программе. Мне, как специалисту в области истории международных отношений и истории Европы, была интересна эта возможность. Поэтому я подал необходимые документы и в итоге получил приглашение на стажировку.

В Италию я поехал в составе делегации преподавателей ЗНУ вместе с коллегами с факультета иностранной филологии – Еленой Тупахиной и  Екатериной Василиной.

Стажировка длилась полмесяца. Нам очень повезло, потому мы побывали в Италии за месяц до того, как в Европе начали массово закрываться границы из-за пандемии COVID-19.

Университет Фоджа основан в 1999 году и считается одним из новаторских высших учебных заведений страны. Во время стажировки мы имели возможность ознакомиться с материалами учебных программ, работой международного отдела, методиками преподавания в этом вузе, а также получили доступ к библиотеке и информационным ресурсам. Для меня, как историка, последний пункт был вдвойне интересен, потому что фонды библиотеки насчитывают громадное количество периодики, аудиовизуальных материалов и карт, касающихся периодов истории, которые входят в сферу моих научных интересов.

Чтобы ознакомиться с методиками преподавания гуманитарных дисциплин итальянского университета, мы присутствовали на занятиях, а также общались с нашими иностранными коллегами и студентами. Своими личными впечатлениями с нами делились магистры и бакалавры из ЗНУ, которые на тот момент проходили там стажировку в рамках Erasmus+. К слову, в этом году с февраля по июль там же на протяжении семестра училась студентка нашего факультета Мария Кузнецова.

План стажировки предполагал свободные дни, которые мы могли использовать, чтобы ближе познакомиться с культурой Италии и немного попутешествовать. Кроме Фоджи, мы побывали в Неаполе, Манфредонии и Бари.

Эта стажировка была для меня хорошей практикой в профессиональном плане, а также в плане ознакомления с европейским культурным наследием. Тем более, в ЗНУ я являюсь координатором проекта Erasmus+ по направлению Жана Моне, который касается изучения европейских ценностей и их влияния на формирование современного гражданского общества. Моя стажировка сочетала в себе ознакомление с двумя аспектами европейского опыта: преподаванием истории, а также изучением европейских ценностей, что соответствует базовым целям проектов направления Жана Моне».

«Первое, что бросается в глаза, это практичный характер учебных занятий. Практические занятия в нашей системе обучения, как правило, имеют своей целью закрепление и повторение изученного в теоретическом блоке. Там же их проводят с целью формирования определенных навыков, которые станут частью рабочего инструмента будущего эксперта в определенной области и действительно пригодятся ему в практической деятельности. Тренинговый, интерактивный характер занятий является лейтмотивом работы преподавателей со студентами. Например, лекции по истории читает практикующий археолог, который занимается научными исследованиями, ведет раскопки и может поделиться своим практическим опытом. Лекции по экономике и бизнесу будет читать человек, который успешен в этих сферах и имеет релевантную историю своего личного успеха. Такая практическая направленность позволяет готовить классных высококвалифицированных специалистов.

К сожалению, в классической модели образования постсоветского пространства теория доминирует над практической составляющей. На сегодняшний день реформа украинского образования, в  основу которой положены базовые модели европейских ценностей и опыта, имеет своей целью преодолеть этот откровенный недостаток и профессионально сориентировать выпускников вузов на реальные вызовы рынка труда.

Второе отличие, которое я бы хотел отметить, это организационно-административный аспект. Например, очень удобное расписание для студентов. Пары обычно ставят в начале и в конце дня. В промежутке студент своим временем распоряжается абсолютно свободно. Учебный процесс организован таким образом, что у студентов есть возможность не только подготовиться к следующему занятию, но и уделить достаточно внимания самостоятельной работе и подготовке к экзаменам.

Материальное обеспечение университета, которое необходимо улучшать в украинских реалиях, в Италии на высшем уровне. Кроме этого, в университете, помимо шикарных библиотечных фондов, есть возможность воспользоваться ресурсами международных наукометрических баз данных. Нужно сказать, что Запорожский национальный университет в этом плане достиг значительных успехов. Наши студенты и преподаватели имеют возможность для своей учебной и исследовательской деятельности воспользоваться результатами европейских проектов и интеллектуальных ресурсов.

Я думаю, европейцам также есть чему поучиться у нас. Например, в нашей академической традиции существуют методики, которые позволят преподавателям университета сочетать преподавание с научными исследованиями. Мне кажется, эти методики были бы интересны и для зарубежных коллег.

Еще одно преимущество – это широкая эрудиция, которой наделяют своих выпускников  украинские вузы. Особенно, в точных науках. Например, математики, которые обучаются в европейском вузе, не получают такого количества информации дисциплин гуманитарного цикла, который получают в наших вузах. Эта проблема была признана Европейской комиссией. Даже существуют специальные программы ЕС, которые призваны ликвидировать пробел в ценностно-гуманитарном образовании студентов негуманитарных специальностей.

В этом аспекте мы имеем определенные преимущества перед нашими европейскими коллегами. У нас модель классического высшего образования. Независимо от того, какую специальность получает студент, он приобретает огромный мировоззренческий общекультурный опыт и широкую эрудицию, которая позволяет ему ориентироваться далеко за пределами той специальности, по которой он получает диплом. Это особенно ценно, когда выпускнику университета в условиях рынка труда необходимо переквалифицироваться или работать не по специальности».

***

«Главная цель программы Erasmus+ – это формирование единого европейского образовательного пространства, в котором могли бы признаваться квалификации и компетентности. Пространства, в котором грантовые проекты существовали бы не сами по себе, а аккумулировали определенный опыт и становились доступными для всех участников.

Цель направления Жана Моне, проекта Erasmus+, которое появилось в 2014 году, это сотрудничество и обмен инновациями, ведущим опытом, ориентированное на распространение учебных программ и методик изучения, посвященных Евросоюзу и евроинтеграционной тематике, а также формированию единого образовательного европейского пространства.

Erasmus+ предназначена не только восточноевропейских и постсоветских стран. Программа успешно действует и в западной Европе, где она обеспечивает академическую мобильность тысяч студентов. Поэтому нельзя говорить, что проект направлен исключительно на нашу европейскую интеграцию в образовательной сфере. С другой стороны, это, конечно, работает на эту цель, но это вряд ли выступало самоцелью. Это,  скорее, дополнительный эффект, который стал полезен после того, как изоляция нашей образовательной системы пришла к своему концу, и мы начали устанавливать полноценные рабочие контакты с европейским научным миром».

«На историческом факультете ЗНУ есть традиция участия студентов, особенно специальности «Международные отношения», в программах международного обмена. Это  – хорошее практическое дополнение к образовательной программе. Большая часть студентов, поступая на факультет, активно интересуются возможностью таких программ, и затем охотно в них участвуют. Это не только стажировки в рамках Erasmus+. На факультете есть традиции сотрудничества с туристическими компаниями, которые берут наших студентов на практику в Болгарию и Турцию. Также у нас есть традиции академического обмена с Китаем. В настоящее время на факультете на специальности «История» проходит  обучение студентка из Китая.

Преподаватели также участвуют в таких программах. Например, в прошлом академическом году декан факультета Владимир Мильчев на протяжении более шести месяцев находился на стажировке в Аньхойском педагогическом университете (г. Уху, провинция Аньхой, КНР). Также наши преподаватели проходили стажировку в Польше и Болгарии.

Конечно, в этом году главной проблемой остается мировая пандемия COVID-19. Она значительно ограничила возможность международных контактов. С другой стороны, сейчас мы выходим на онлайн-формат международных отношений, которые имеют свои преимущества. Если бы не условия пандемии, мы бы не могли достичь такой насыщенности участия в разнообразных форматах онлайн-образования. В некоторой степени COVID-19 даже способствовал интенсификации наших контактов с коллегами, например, из Польши, Чехии и Германии».


Елена Бойкая, заместитель декана биологического факультета ЗНУ по международной деятельности, доцент кафедры генетики и растительных ресурсов

Весной 2018 года участвовала в стажировке в государственном университете города Питешти  (Румыния)

«Запорожский национальный университет заключил несколько договоров о сотрудничестве, в том числе, в рамках программы Erasmus+, с разными университетами мира. Один из таких договоров о мобильности студентов и преподавательского состава ЗНУ подписал с государственным университетом города Питешти  (Румыния). Иностранные коллеги направили нам предложение и пригласили преподавателей факультета на кратковременную недельную стажировку для обмена опыта и налаживания контактов. В результате я стала участницей этого проекта, потому что подходила по всем необходимым критериям, в том числе – по уровню владения английским языком.

Обязательная программа стажировки включает в себя чтение лекций для студентов и  ознакомление с методами и подходами преподавания. Кроме этого, для нас подготовили экскурсию по университету и кафедрам, а также рассказали, в каких условиях проходит учебный процесс.

Содержание двух обзорных лекций заранее согласовывались с представителями университета. Нужно было подобрать тему, которая будет наиболее интересна для сотрудников и студентов принимающей стороны. Университет Питешти находится в горной местности, поэтому им было интересно узнать о степной растительности юго-востока Украины. Этому и были посвящены мои лекции.

Еще одна составляющая стажировки – это изучение методик преподавания и учебного плана. На факультете проводили научно-методические встречи, на которых мы рассказали друг другу о наполнении учебных планов наших факультетов. Коллегам было интересно узнать, как мы готовим биологов, какие предметы читаем, как организованы занятия. Также я привезла коллегам нашу специализированную научную литературу.

Очень благодарна за то, что как раз во время нашей стажировки в университете проходила ежегодная международная конференция. Благодаря этому я получила возможность выступить на симпозиуме с тезисами моей научной статьи.

Эта стажировка привела к тому, что Запорожский национальный университет нашел надежного партнера в Румынии. После того, как я побывала в университете Питешти, ЗНУ стал соорганизатором этого научного симпозиума. В свою очередь, румынские коллеги стали партнерами международной конференции, которые проходит  которая проходила у нас на биологическом факультете . Европейские коллеги стали членами редколлегии нашего научного журнала, а я вошла в редколлегию их издания. Теперь у нас есть планы о подаче совместных грантовых заявок на проведение различных исследований.

В 2019 году я снова отправилась в университет Питешти, уже как соорганизатор этой научной конференции. В 2020-м поездку, к сожалению, поездку пришлось отменить из-за пандемии COVID-19.

Эта стажировка выдалась очень насыщенной и очень полезной. И для университета в целом и для меня лично. Я получила много новой информации, появились крепкие связи с румынскими коллегами, которые можно развивать в разных направлениях. Хотелось бы подчеркнуть, что такие стажировки дают возможность наладить личный контакт, познакомиться и принести новые идеи для развития и сотрудничества.

Хочу добавить, что для участников конференции организаторы подготовили экскурсии по местным достопримечательностям. В частности, мы побывали в замке Дракулы, а также увидели красоту Карпат Румынии. Кроме этого, во время стажировки в Питешти проходил ежегодный цветочный фестиваль «Симфония тюльпанов», который мы смогли посетить».

***

«Сравнение учебных планов университета Питешти и ЗНУ меня очень удивило. Посмотрев программы, я увидела, что наша система образования дает больше знаний. Тот объем материала, который наши студенты получают на бакалавриате, в Румынии дают уже в магистратуре или не дают вообще.

Образование в этом университете дает базовый уровень знаний. Бакалавриат университета Питешти имеет узконаправленную подготовку, он более практический и не настолько научный. Выпускник может знать все про овощные культуры, но не сможет вырастить зерновые.

Организация учебного процесса – формат занятий, тестирование, система оценки – у них такая же, как и у нас. А вот объем знаний выпускника – намного ниже. Я считаю, что это минус. Наш выпускник – специалист широкого профиля, который может применить себя сразу на нескольких должностях. А в Румынии, если выпускник захочет работать в соседней сфере, ему придется снова идти получать образование.

Достопримечательности Румынии: замок Дракулы, румынские Карпаты, центр города Питешти

В университете Питешти мне понравилось отношение к преподавательскому составу и студентам. В украинских вузах преподаватель по умолчанию занимается со студентами курсовыми и дипломными, как научный руководитель. В университетах Европы эта часть работы не является обязательной и оплачивается дополнительно. Про размеры зарплат говорить и не стоит, потому что в Румынии они на порядок выше, чем в Украине.

Кроме этого, в университете Питешти развита собственная инфраструктура, доступная для сотрудников университета и студентов по льготным условиям. Например, посещение бассейна, базы отдыха и т.п. В Украине это только развивается, а за границей система уже давно отработана»

Елена Бойкая выступает на научной конференции в университете города Питешти

«Европа стремиться к объединению – к единому европейскому пространству. Когда приезжаешь в другую страну, ты узнаешь особенности культуры и разрушаешь свои стереотипы, а также разрушаешь стереотипы принимающей стороны, объясняя особенности культуры, восприятия и подачи информации. Это способствует пониманию между странами. Особенно, на уровне студенчества, молодежи, которая в дальнейшем будут строить отношения со всеми европейскими странами. Студенты, которые ездили за границу, на основании личного опыта исправили неверные представления, что в будущем, естественно, повлияет на дальнейшее развития политической и экономической ситуации между странами. Поэтому программаErasmus+ направлена не столько на то, чтобы участник поднабрал учебного опыта или опыта преподавания, а на то, чтобы люди могли увидеть собственными глазами, узнали что-то новое и повысили благополучие родной страны.

Я думаю, что существуют еще одна цель. В силу узкоспециализированного высшего образования в Европе и Америке есть необходимость поиска хороших специалистов среди нашей молодежи, которые могли бы работать в современных лабораториях, проводить исследования и делать открытия. Знаю, что многие наши студенты, которые несколько раз ездили по программам обмена в Европу, потом снова возвращались и начинали строить там свою карьеру».

***

«ПрограммаErasmus+ дает возможность не только приехать на стажировку, но и пригласить специалиста. Поэтому Запорожский национальный университет регулярно встречает приглашенных лекторов, у которых запланированы 2-3 лекции и схожая программа стажировки для обмена опытом.

В последние годы интерес к международной деятельности очень возрос, особенно среди студенчества. Мы осознаем, что это хорошая возможность получить опыт. Но самая большая проблема в развития международного сотрудничества и мобильности – это знание языков.

У нас в Украине, к сожалению, очень низкий уровень преподавания английского на уровне школы. Во многих школах учителя английского языка не всегда высококвалифицированные, особенно остро эта проблема стоит сельских школах. Потому что выпускники факультетов иностранной филологии не хотят уезжать в условную Камышеваху и жить на зарплату школьного учителя. Ему проще оставаться в городе и зарабатывать больше, работая переводчиком или репетитором.

Отсутствие внимания к этой проблеме и должного финансирования, следовательно,  низкий уровень преподавания английского в школах, очень ограничивает возможности наших студентов для участия в программах мобильности. Для сравнения, в Эстонии B2 – это обязательный уровень знания английского языка для всех выпускников средней школы.

Знание иностранного языка и свободное владение им – это самый большой ограничивающий элемент и для наших преподавателей. Многие из них хорошо читают и понимают английский, но не могут свободно изъясняться на нем.

Участие в программах Erasmus+ проходит либо после именного приглашения конкретному специалисту либо на конкурсной основе. В большинстве украинских вузов существует проблема, что именно по уровню знания иностранного языка проходит минимальное количество претендентов. К слову, когда я ехала в Румынию, думала, ситуация с невысоким уровнем знания языка среди преподавателей присуща только украинским вузам, но оказалось, что и на факультете университета Питешти на английском свободно могли обращаться максимум 5 человек.

Позиция Запорожского национального университета – улучшать международное сотрудничество и повышать мобильность. Для этого было принято решение ввести в программу студентов такие специализированные предметы, как практикум иностранного языка в профессиональной деятельности. Кроме этого, студенты уже  изучают иностранные языки планируется, что студент будет изучать иностранный язык не два года, как было раньше, а все четыре. Кроме этого, в университете работает Центр изучения иностранного языка, в котором и студенты, и преподаватели могут повысить свой уровень владения иностранными языками.

Для научных сотрудников также большим ограничением является материальное обеспечение наших лабораторий. Знание языка и материально-техническая база – самые большие преграды для международного сотрудничества».



Для студентов, преподавателей и молодежных работников уже известная в Украине программа Erasmus+ предлагает большой перечень возможностей: стажировки, волонтерство, академические обмены и тренинги.

С 2014 по 2019 год, как сообщают в Представительстве ЕС в Украине, партнерами Erasmus+ стали более 200 украинских высших учебных заведений и 3000 общественных организаций. Программой международной кредитной мобильности, а именно возможностями краткосрочного обучения, практики, преподавания или повышения квалификации, воспользовались более 9 тысяч украинских студентов и работников различных сфер. О таких студентах Запорожского национального университета мы уже рассказывали в двух больших материалах:

Текст – Андрей Вавилов, фото – из архива героев публикации

0