Российские захватчики систематически грабят украинские музеи на временно оккупированных территориях. Их цель – не только вывезти бесценные артефакты, но и уничтожить украинскую идентичность и превратить культурные учреждения в инструменты пропаганды. Одним из самых показательных примеров является Национальный историко-археологический заповедник «Каменная Могила» в Мелитопольском районе.
До полномасштабного вторжения здесь хранились уникальные памятники древних культур. После оккупации заповедник превратили в «трофей»: россияне разворовывают коллекции, переписывают историю и проводят незаконные раскопки.
«Первый Запорожский» рассказывает, что произошло с этим уникальным заповедником под российской оккупацией.
Археологическая сокровищница Украины: что хранил заповедник до оккупации
«Каменная Могила» – уникальный памятник древней культуры, расположенный в долине реки Молочной в 16 километрах от Мелитополя, недалеко от поселка Мирное. Среди степи возвышается холм высотой до 12 метров, образованный примерно из трех тысяч массивных песчаниковых плит, занимающих площадь около 1,6 гектара. Внутри этого каменного массива находится сложная система природных гротов и пещер, которые древние люди воспринимали как священное место и использовали для ритуальных обрядов.
Заповедник имеет мировое значение: это единственное место в Восточной Европе, где сохранилась наскальная живопись разных эпох – от позднего палеолита до средневековья. В более чем 80 гротах и пещерах комплекса исследователи обнаружили тысячи петроглифов – древних высеченных изображений. Отдельные символы, по мнению исследователей, могут быть старше самых древних известных примеров письменности.
На территории заповедника работал музей, в котором хранились археологические находки из этой местности. Коллекция включала сотни оригинальных артефактов: каменные плиты с петроглифами, орудия труда и оружие каменного века и бронзового века, керамику, скульптуры и культовые предметы. Они позволяли посетителям представить быт и мировоззрение древних жителей степного Приазовья.
С 2006 года «Каменная Могила» находится в предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала полномасштабной войны заповедник ежегодно посещали более 30 тысяч туристов, а сама достопримечательность входила в перечень «7 чудес Украины».
Захват и «оформление» памятника оккупантами
В феврале 2022 года территория заповедника «Каменная Могила» оказалась под российской оккупацией, и уже первые недели захвата показали варварское отношение к памятнику. По информации Запорожской ОГА, в апреле оккупанты заминировали подходы к заповеднику и обустроили окопы в близлежащих селах. Местный предатель Юрий Радьков публично признавал, что пути к святыне и прилегающий лес заминированы — оккупанты не допускали туда гражданских и одновременно пытались обезопасить себя от партизан. Рядом, у источников в селе Терпение, разместили лагерь кадыровских подразделений, поэтому вся местность фактически превратилась в полевой полигон российской армии.
Фото: РИА Юг
В то же время с персоналом заповедника пропала связь: как сообщала тогдашняя заместитель министра культуры Екатерина Чуева, работники перестали выходить на контакт. Позже, по данным местного издания «РИА Юг», директор музея и часть сотрудников согласились сотрудничать с оккупационными властями.
В конце 2022 года захватчики перешли к юридическому «оформлению» присвоения музея. Владимир Путин поручил превратить «Каменную Могилу» в филиал российского музея-заповедника «Херсонес Таврический» в захваченном Севастополе. Председатель Российского исторического общества и руководитель Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин объявил о создании «единого музейного комплекса», который должен был объединить крымские и мелитопольские памятники. Это решение быстро закрепили в оккупационных «нормативных актах».
Параллельно россияне взялись «легализовать» грабеж. Фондовые коллекции заповедника незаконно внесли в российский государственный музейный каталог, фактически зарегистрировав украинские артефакты как собственность РФ. Пропагандисты пытались представить это как «защитную меру», хотя речь шла о попытке юридически прикрыть мародерство. В то же время Сергей Нарышкин инициировал создание в Крыму выставок из похищенных мелитопольских экспонатов.
Культурное мародерство под грифом «спасения»
В 2023 году российские оккупационные власти перешли к прямому ограблению его фондов. По данным Главного управления разведки Украины, под предлогом «организации временной выставки» из музея «Каменная Могила» вывезли 37 оригинальных экспонатов. Формально их якобы должны были временно передать в севастопольский музей-заповедник «Херсонес Таврический» для экспозиции «Духовный мир предков в петроглифах Каменной Могилы». Однако артефакты перевезли в Крым как трофеи, и они больше не вернулись в Запорожскую область.
Фото из российских пропагандистских медиа
Среди похищенных предметов – медная фигурка воина, посуда и керамика эпохи срубной культуры, наконечники стрел, коллекция чурингов в форме рыб, зуб мамонта и другие уникальные артефакты, составляющие важную часть археологического наследия Северного Приазовья. Осенью 2023 года часть этих вещей россияне уже демонстрировали на специальной выставке в «Херсонесе». В экспозицию вошло более 120 предметов, среди них – плиты с петроглифами, сцены охоты на мамонтов и фрагменты наскальной живописи.
Оккупационные власти пытаются оправдать грабеж, продвигая тезис о якобы неспособности Украины обеспечить охрану заповедника и о «спасении» культурного наследия Россией.
Министерство культуры Украины подчеркивает, что действия РФ являются военным преступлением и мародерством, направленными на уничтожение и присвоение украинской культурной идентичности. В ГУР подчеркивают: Россия системно использует похищенные артефакты, чтобы легитимизировать оккупацию и навязать собственные исторические нарративы.
Данные об похищенных предметах внесены в реестр War&Sanctions, который фиксирует культурные потери и обстоятельства их похищения. Эта информация может стать частью доказательной базы в делах о возвращении экспонатов и привлечении России к ответственности в международных судах.
Фото из российских пропагандистских медиа
Незаконные раскопки и показательные «улучшения»
В 2023 году оккупационные власти сообщили о якобы 45 тысячах посетителей и работах по «обновлению» заповедника. Однако, как отмечает местное издание «РИА Юг», доступ к территории был почти полностью ограничен: ее открывали преимущественно во время показательных визитов российских чиновников или для съемок пропагандистских сюжетов.
В 2024 году ситуация стала более тревожной. Осенью оккупанты начали незаконные археологические раскопки на территории заповедника. Особое внимание они сосредоточили на 12-метровом древнем кургане, где, по их версии, может быть «алтарь жрицы», а также на поселениях «Каменная Могила-1» и «Каменная Могила-2». Любые такие работы без участия украинских специалистов представляют угрозу для целостности памятника, могут уничтожить археологические слои, которые формировались тысячелетиями, и способствуют дальнейшему похищению найденных артефактов.
Сейчас оккупационная администрация заявляет, что музей якобы работает в штатном режиме и открыт ежедневно с 9:00 до 17:00, а экскурсии проводятся с 9:00 до 14:30 без выходных.
Фото из российских пропагандистских медиа
На самом деле заповедник превратили скорее в декорацию: самые ценные экспонаты уже вывезли в Крым, а на холме установили российские флаги и пропагандистские таблички. В начале 2025 года в сети появилось видео, демонстрирующее нынешнее состояние территории: вокруг массива обустроили деревянные дорожки, палатки и информационные стенды. В комментариях для оккупационных СМИ заведующая фондами заповедника Ольга Заматаева похвасталась, что благодаря захватчикам на территории Каменной Могилы установили большой тент для проведения мастер-классов и приема «почетных гостей».
Фото из российских пропагандистских медиа
Пропагандисты подают эти изменения как «благоустройство» и «туристическое развитие». Все эти показательные «улучшения» призваны создать иллюзию бережного отношения оккупантов к памятнику, скрывая его фактическое ограбление и искажение.
Оккупанты также заявляют о планах открытия новых локаций. В частности, в октябре российские пропагандисты сообщили, что новая локация «Скифский стан» сейчас находится в процессе доработки. Открыть ее для посещения и экскурсий планируют весной 2026 года.
«Основная задача этого скифского стана – показать, как могли жить древние скифы на нашей территории. Скифский стан состоит из пяти локаций. Прежде всего это святилище, мобильная кибитка, то есть жилище, которым пользовались скифы во время переездов. Также представлены кузница и хозяйственно-бытовой комплекс. Кроме того, продолжается реконструкция самого музея: экспозицию полностью обновили, и уже в следующем году состоится ее презентация. Все желающие смогут посетить – там действительно будет на что посмотреть», – рассказала научный сотрудник заповедника Анна Кравченко.
Фото из российских пропагандистских медиа
Параллельно продолжается активное включение «Каменной Могилы» в российское культурное пространство. В августе 2025 года в Севастополе снова организовали выставку из похищенных украинских артефактов – «Первобытное искусство в рисунках и скульптурах Каменной Могилы». Летом пропагандистские ресурсы сообщили, что заповедник выдвинут сразу в двух номинациях российской туристической премии Russian Traveler Awards – еще одна попытка представить украинскую достопримечательность как российскую.
Кроме этого, в заповедник регулярно привозят делегации из России – музейных работников, чиновников из Москвы, Краснодарского края и других регионов.
Музей как идеологическое оружие Кремля
Оккупация «Каменной Могилы» стала частью более широкой стратегии России – не только присвоить украинское культурное наследие, но и использовать его как инструмент влияния на население временно оккупированных территорий. После захвата оккупанты полностью изменили ее нарративы. Экспозиции, которые ранее рассказывали об истории украинских земель и развитии древних культур Приазовья, теперь подают версию «общего древнерусского наследия», из которой убрали любые упоминания об украинской государственности и самобытности. Так формируется искаженная картина, в которой Украина как будто никогда не существовала как отдельное культурное пространство.
Фото из российских пропагандистских медиа
Эти измененные нарративы активно продвигают через специально организованные экскурсии и образовательные мероприятия. В музее регулярно проводят пропагандистские «уроки истории» для школьников и студентов, в частности в сотрудничестве с псевдомузейным комплексом «Россия – моя история» и созданным оккупантами «Мелитопольским государственным университетом». Цель таких визитов – сформировать у молодежи лояльность к российской власти и разорвать ее связь с украинской идентичностью. Оккупанты даже объявили о разработке «детского абонемента» – специальной программы по регионоведению, которую планируют интегрировать в школьные курсы. Фактически речь идет о попытке включить украинский памятник в систему российской образовательной пропаганды и закрепить за ним статус культурного объекта «новых регионов РФ».
Фото из российских пропагандистских медиа
Пропагандистские экскурсии распространяются и на другие группы населения, которые стремятся охватить российским влиянием. В «Каменную Могилу» организовывали визиты для работников исправительной колонии, которых привозят якобы «для укрепления патриотических ценностей». Фонд «Защитники Отечества» устраивает поездки для российских военных и их семей, представляя их как «культурное знакомство» или «отдых». На самом же деле эти визиты используются для навязывания мысли, что заповедник якобы имеет российское происхождение и принадлежит российской культуре.
В ноябре 2025 года оккупанты использовали территорию заповедника «Каменная Могила» для проведения очередной пропагандистской акции – «Большого этнографического диктанта». Формально мероприятие подали как просветительское, но его содержание было направлено на утверждение российской идентичности и продвижение концепции «русского мира». Участие принимали представители оккупационной администрации, контролируемые ею общественные структуры, пророссийские организации и духовенство. Часть вопросов диктанта зачитывали участники войны против Украины, что придало событию откровенно военно-политический характер.
Фото из российских пропагандистских медиа
Таким образом, «Каменную Могилу» превращают в идеологическую площадку, через которую навязывают российские исторические мифы, осуществляют русификацию населения и пытаются легитимизировать оккупацию, манипулируя культурным наследием Украины.
Наибольшее ограбление со времен Второй мировой
Ограбление «Каменной Могилы» – лишь один эпизод в более широкой, системной кампании уничтожения украинского культурного наследия, которую Россия развернула на временно оккупированных территориях. По данным российского министерства культуры, более 20 федеральных музеев РФ «взяли шефство» над 77 захваченными украинскими учреждениями. Фактическая цель этого «шефства» – вносить украинские коллекции в российский государственный музейный каталог. На начало 2025 года в него уже незаконно зарегистрированы фонды 36 украинских музеев.
Фото из российских пропагандистских медиа
По данным The Economist со ссылкой на Министерство культуры Украины, с начала полномасштабного вторжения россияне похитили более 480 тысяч произведений искусства, а по меньшей мере 38 музеев были разрушены или повреждены. Оценить стоимость этих потерь практически невозможно – значительная часть коллекций не была ни застрахована, ни оцифрована. Ключевую роль в этом процессе играет руководитель Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин: под его кураторством российские музейщики и спецслужбы отбирают на оккупированных территориях самые ценные артефакты для вывоза. Такого размаха культурных краж не было со времен нацистской оккупации во время Второй мировой войны.
Украина начала отвечать на эти преступления. В феврале 2025 года государство ввело санкции против 55 российских граждан и трех учреждений, причастных к похищению и уничтожению культурного наследия. Среди них – чиновники Минкульта РФ и директора музеев, которые участвовали в присвоении украинских фондов. Параллельно продолжается фиксация потерь: портал War & Sanctions, созданный ГУР, уже содержит данные о 1284 похищенных россиянами объектах.
Каждый похищенный артефакт означает потерю части документированной истории, поэтому вопрос фиксации, сохранения и дальнейшего возвращения культурных ценностей является чрезвычайно важным уже сегодня. Украинская культура стала такой же мишенью, как и наши города. Ее защита – это не только сохранение прошлого, но и защита будущего страны, которая борется за право на существование.
Текст – Александр Носок
Читайте также:
- Псевдообразование под оккупацией: что случилось с университетами на захваченной части Запорожской области
- Промышленное мародерство: что происходит с крупнейшими заводами Мелитополя под оккупацией
- Фейковое «процветание» и оправдание атак: как Россия лжет жителям оккупированных территорий Запорожской области
Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp
Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!