Обучение в Вроцлавском университете: как программа Erasmus+ открыла студентке ЗНУ международные возможности

Обучение в Вроцлавском университете: как программа Erasmus+ открыла студентке ЗНУ международные возможности

Студентка Запорожского национального университета (ЗНУ) Вероника Егорова открыла для себя новые горизонты благодаря программе Европейского Союза Erasmus+. В 2024 году она провела учебный семестр в Вроцлавском университете в Польше.

Опыт очного обучения, встречи с международными студентами, гибкий график превратили этот семестр в источник вдохновения. Вернувшись в Запорожье, студентка не остановилась на достигнутом: участие в аналогичных программах в Австрии и Германии открыло для нее новые возможности для развития, обучения и научных достижений.

О пути Вероники Егоровой и ее обучении за рубежом – в материале «Первого Запорожского».

От сомнений к решению: как Вероника решилась воспользоваться возможностью программы Erasmus

История знакомства Вероники с академической мобильностью оказалась необычной. Сначала, будучи председателем научного общества математического факультета Запорожского национального университета, она сосредоточивалась на научной деятельности и о международных программах не знала.

Приглашение к участию в программе Erasmus+ поступило неожиданно. Сначала поездку предложил научный руководитель, однако студентка колебалась: весенний семестр совпадал с написанием курсовой работы. Во второй раз ей позвонили из кафедры, но девушка снова засомневалась. Ведь предложенные программы не были специализированы для математиков. Окончательное решение она приняла после третьего предложения – от декана.

Вероника учится на первом курсе магистратуры по специальности «Прикладная математика» и одновременно получает второе образование на заочном отделении Украинского государственного химико-технологического университета по направлению «Перевод: английский, французский, немецкий».

Оформление документов происходило через международный отдел ЗНУ, который очень помогал. Со своей стороны Вероника должна была оформить визу, поскольку поездка была длительной – на шесть месяцев. Для этого студентка обращалась в туристическое агентство и ездила оформлять документы во Львов.

Кроме визы, нужна была выписка оценок для польской стороны и характеристика от научного руководителя или декана.

Особенности польского образования: индивидуальный план, свобода выбора предметов, нестандартные курсы

В феврале 2024 года Вероника поехала в Польшу. Обучение проходило на математическом факультете Вроцлавского университета – одного из крупнейших и старейших вузов Восточной Европы .

Студентку чрезвычайно поразила система европейского образования, где студенты имеют полную свободу выбора предметов: составлять учебный план по специальности и интересам.

В университете предоставляли две недели на академическую адаптацию. В это время студенты могли посещать абсолютно все лекции и практики и только потом, до начала марта, окончательно определиться с выбором. Вероника отмечает, что за этот адаптационный период она почти полностью изменила свой первоначальный индивидуальный план.

Программа Erasmus+ предусматривала не только обучение, но и финансовую поддержку студентов. За шесть месяцев Веронике выделили стипендию в размере 4500 евро. Проживание осуществлялось в модульных общежитиях, где две комнаты имели общую кухню и санузел. Вероника жила в одной комнате с девушкой с биофака ЗНУ, а во второй – две студентки из Харькова. Они жили в лучшем и самом комфортном общежитии «Оловик», которое стоило 800 злотых в месяц (примерно 8-9 тысяч гривен). За проживание девушка платила из полученной стипендии.

В начале, в феврале, студенты прошли двухнедельную школу изучения языка, но Вероника решила не продолжать ее на весь семестр, поскольку думала, что будет учиться на английском. Но занятия проходили на польском языке, однако это не стало препятствием.

«Если ты знаешь украинский, то гораздо легче понимать польский. Я спокойно ходила на лекции и все было понятно. Это был очень интересный и ценный опыт», – рассказывает студентка.

Наибольшее впечатление на Веронику произвели новые предметы, которые не преподают в ЗНУ как отдельные курсы. Среди них – веб-разработка на Drupal, польская технология, которая вообще не представлена в учебной программе Запорожского национального университета. Также – LaTeX, язык разметки, чрезвычайно удобный для научной деятельности: с его помощью можно оформлять формулы, создавать презентации или даже полностью заменить Word. Еще один интересный курс – экономическая математика, связанная с ее специализацией, но с большим фокусом на экономике. Именно по этому предмету Вероника впервые за долгое время сдавала очный экзамен, да еще и на польском языке.

Живая атмосфера обучения: лекции, дискуссии и общение с иностранными студентами

Одной из самых больших ценностей программы стал опыт очного посещения занятий. Для студентки из Запорожья очная сессия была только на первом курсе.

«Мы увидели людей, почувствовали настоящую атмосферу обучения, – вспоминает Вероника. – На экономической математике я выходила к доске, решала задачи, отвечая на английском, а преподавательница задавала вопросы на польском. В аудиториях были полные залы студентов. Мы могли обсуждать разные мнения – это совсем не то же самое, что маленькие группы в онлайн-обучении ЗНУ».

Студенты были очень открытыми и дружелюбным. Вероника познакомилась со многими студентами из Франции, Германии и Казахстана. В частности, с одной из коллег ей удалось практиковать французский язык. Иностранцы даже приглашали украинских студентов к себе домой на праздники, хотя из-за плотного графика поехать не удалось. Кроме того, польский университет при необходимости предлагал систему Buddy – польские студенты помогали иностранцам, как старшие товарищи.

Европейская система образования позволяет студентам самостоятельно выбирать не только предметы, но и время их проведения. На математическом факультете лекции могли проводиться, например, всегда во вторник в 9:00, но практики с разными преподавателями в разные дни и времена.

Вероника смогла подстроить расписание так, что у нее были занятия только в понедельник, вторник и среду (по 3-4 пары), а четверг и пятница оставались абсолютно свободными.

«Сам образовательный процесс был очень удобным и доступным – у них все организовано через сайты, информация постоянно обновляется. Единственное, что удивило – это праздники. В Польше они совсем не такие, как в Украине. Был забавный момент: я бегу на пару, оставалось еще минут пять до начала. Прибегаю, а весь факультет пуст, никого нет. Здесь и коллеги из Харькова тоже подбегают, и мы стоим и думаем, что происходит. В этот момент случайно заходит наша профессор по экономической математике. Мы спрашиваем: «А где все?» А она говорит: «А вам не сообщили? У нас сегодня праздник, университет не работает». Это было очень неожиданно после нашего графика. Потом я уже узнала, что вся такая информация есть на сайте, где можно отслеживать подобные объявления», – вспоминает Вероника.

Обучение за рубежом: опыт, который вдохновляет на совершенствование собственного университета

Главная цель таких программ академической мобильности, как Erasmus+, по мнению Вероники, заключается в обмене опытом между университетами. Ведь студенты могут увидеть, как работает система в другой стране, и принести предложения по совершенствованию собственного университета.

Вероника хотела бы перенести в украинское образование свободу выбора дисциплин и гибкость расписания. В ее университете есть выборные дисциплины, но они ограничены небольшим перечнем, тогда как в Польше студенты могут свободно выбирать дни и время занятий.

Другим студентам, которые только планируют воспользоваться возможностью учиться за границей, Вероника советует не бояться перемен: «Если раньше ты никуда не ездил, даже как турист, а сейчас едешь как студент – это совсем другой опыт. Важно быть открытым к переменам и искать сообщество. Не стесняйтесь что-то спрашивать. Если что-то непонятно, сразу обращайтесь, потому что в основном все открыты к диалогу. Например, у нас были вопросы академического плана и мы общались с куратором в Польше – он быстро предоставлял всю необходимую информацию».

Опыт Erasmus+ вдохновил Веронику на дальнейшее участие в международных программах. После завершения семестра во Вроцлаве в июне она не вернулась сразу домой, а поехала в Австрию – участвовать в Summer College OSTEurope в Инсбруке.

Это австрийско-украинская программа, рассчитанная на 50 студентов: 25 из Украины и 25 из Австрии. Главной целью было организовать обмен опытом между украинскими и австрийскими студентами и улучшить знание иностранных языков. Участники жили вместе в студенческом отеле, где могли общаться на украинском или немецком языках. Вероника отмечала, что это давало возможность практиковать язык не только во время лекций, но и в повседневной жизни. Программа длилась две недели, включала лекции, экскурсии по городу и поездки в горы.

Вернувшись в августе в Запорожье, Вероника продолжила обучение на четвертом курсе, углубилась в научную деятельность и участвовала в студенческих проектах и организационной работе.

В конце четвертого курса девушка подала заявку на участие в программе Summer Ukrainian School in Combinatorecs в Германии. Она получила подтверждение участия в июле. Программа длилась неделю и включала лекции, практические занятия и экскурсии, в частности горные походы. В конце программы состоялась церемония награждения победителей украинской олимпиады из Канады, а все участники получили сертификаты об окончании.

Вероника продолжает искать возможности для развития: сейчас она планирует подать заявку на зимнюю математическую школу во Львове, куда приглашают спикеров из иностранных университетов, а также рассматривает другие программы Erasmus.

Сейчас девушка продолжает обучение на первом курсе магистратуры по специальности «Прикладная математика» и одновременно получает второе образование на заочном отделении Украинского государственного химико-технологического университета по направлению «Перевод: английский, французский, немецкий». Студентка убеждена, что если в будущем поедет снова, то будет ориентироваться на то, чтобы сдавать обязательные предметы в ЗНУ, а за границей выбирать только то, что действительно интересно, пользуясь совершенно другим подходом к преподаванию в Европе.

***

Erasmus+ – программа Европейского Союза в сфере образования, профессиональной подготовки, молодёжи и спорта. Она направлена на поддержку личностного и профессионального развития людей как в пределах ЕС, так и за его пределами. Её задача – способствовать устойчивому экономическому росту, созданию качественных рабочих мест, социальной сплочённости, развитию инноваций, а также укреплению европейской идентичности и активного гражданства.

Программа предоставляет возможности обучения, стажировки, академической мобильности, а также поддерживает молодёжные инициативы, партнёрства и профессиональные сети.

За более чем 30 лет Erasmus+ помогла более чем четырём миллионам студентов получить международный опыт. В период 2021–2027 годов её бюджет превышает 28 миллиардов евро, а украинские организации могут участвовать в 40 конкурсах.

Текст – Анастасия Заводюк, Андрей Вавилов, фото из архива Вероники Егоровой


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

0