Первый Запорожский

Круглосуточная готовность: как в Запорожье работает ситуационный центр гражданской защиты

В прифронтовом Запорожье уже более полутора месяцев действует новосозданный ситуационный центр гражданской защиты. Его специалисты круглосуточно отслеживают события в городе и координируют работу служб в случае российских обстрелов или чрезвычайных ситуаций – от техногенных аварий до пожаров. За это время центр уже прошел испытания в реальных условиях.

Подробнее о его работе и особенностях рассказывает «Первый Запорожский».

Создание и задачи центра

28 июля в Запорожье сообщили о создании ситуационного центра гражданской защиты, а уже в начале августа он начал полноценную работу. Это специализированный координационный пункт, где собирают, анализируют и оперативно обрабатывают информацию о чрезвычайных ситуациях и угрозах для безопасности населения. Главная цель центра – минимизировать время между обнаружением инцидента и привлечением необходимых служб.

Как рассказали «Первому Запорожскому» в городском совете, ключевые задачи центра заключаются в мониторинге, анализе и прогнозировании чрезвычайных ситуаций, координации действий в сфере гражданской защиты в пределах города, своевременном оповещении населения об угрозах военного, техногенного или природного характера. Также центр обеспечивает оперативное реагирование на события во взаимодействии с подразделениями ГСЧС, полицией, медицинской помощью, газовой службой, энергетиками и коммунальными предприятиями.

В прифронтовом Запорожье более полутора месяцев функционирует новый ситуационный центр гражданской защиты, который работает круглосуточно.

Организация работы

Ситуационный центр гражданской защиты работает круглосуточно, получая сигналы о чрезвычайных происшествиях из различных источников – от ГСЧС, полиции, скорой помощи, энергетиков, коммунальных предприятий, контакт-центра «1580», систем видеонаблюдения и мониторинга соцсетей.

В каждой смене дежурят трое специалистов: один отвечает за видеонаблюдение, второй – за оповещение и мониторинг, третий выезжает непосредственно на место происшествия. Получив сообщение об инциденте, команда оперативно привлекает необходимые службы в зависимости от характера ситуации и координирует их работу без лишней бюрократии. Все ключевые структуры – от экстренных до коммунальных – действуют совместно, принимают решения на месте и сразу отдают команды. Центр контролирует ликвидацию последствий с момента аварии или происшествия до их полного устранения.

В городском совете отмечают: для различных сценариев – от повреждения жилья и сильных осадков до зимних аварий или других чрезвычайных ситуаций – в центре наработаны четкие алгоритмы действий.

Скорость реагирования и первые результаты

В Запорожском городском совете отмечают, что создание ситуационного центра существенно сократило время прибытия экстренных и коммунальных служб на место происшествия. Благодаря этому привлечение техники стало более оперативным, а взаимодействие между городскими структурами – более слаженным и эффективным. Центр фактически превратился в единое пространство для принятия управленческих решений: меньше времени между событием и реакцией означает больше шансов на результат.

9 сентября в городском совете сообщили, что в течение последнего месяца россияне атаковали Запорожье 13 раз, и каждый раз службы реагировали быстрее именно благодаря работе Центра. По данным мэрии, время реагирования удалось сократить вдвое: если раньше специалисты прибывали на место за 30–40 минут, то теперь – за 10–20. Это стало возможным благодаря тому, что дежурный специалист центра сразу получает информацию о событии и оперативно выезжает на место.

Время прибытия экстренных служб на место происшествия сократилось вдвое – с 30-40 минут до 10-20 минут.

Секретарь Запорожского городского совета Регина Харченко отмечает: чрезвычайные ситуации в общине возникают не только из-за войны и обстрелов. Есть и много других случаев, которые требуют быстрого реагирования. Если раньше из-за бюрократических процедур этот процесс затягивался, то теперь службы подключаются сразу, без дополнительных согласований. В сложных военных условиях это особенно важно, ведь даже одна минута может стать решающей для спасения жизни, подчеркивает Харченко.

Вызовы военного времени и механизм верификации угроз

В Запорожском городском совете отмечают, что в условиях войны сложнее всего спрогнозировать угрозы, связанные с обстрелами города и объектов критической инфраструктуры. В то же время актуальными остаются и стихийные чрезвычайные события – масштабные пожары, ураганы, ливни или техногенные аварии. Часто они накладываются друг на друга, затрудняя работу служб. Именно поэтому задача ситуационного центра заключается в круглосуточном мониторинге, координации действий и готовности реагировать на любой вызов – от военных угроз до природных или техногенных, объясняют в мэрии.

Ежедневно в центре дежурят три специалиста: по видеонаблюдению, оповещению и выездной инспектор.

В городском совете добавляют, что в центре отработан механизм, который позволяет оперативно отличать реальные угрозы от ложных сигналов. Если специалист отдела оповещения получает вызов или инспектор видеонаблюдения замечает подозрительное событие, информация немедленно передается коллегам из оперативного реагирования. Далее специалист выезжает на место, проверяет ситуацию и определяет, существует ли реальная опасность. «Такой алгоритм позволяет быстро отличать ложные сигналы от настоящих инцидентов и не терять время и ресурсы в критических обстоятельствах», — отмечают в городском совете.

Практический опыт работы центра

За время своей работы ситуационный центр гражданской защиты уже обработал десятки различных инцидентов. Только за первые три недели его специалисты выезжали на уборку аварийных деревьев, спасение животных, извлечение автомобилей из воды и ликвидацию масштабных пожаров.

«Чаще всего наши силы привлекались к тушению возгораний на острове Хортица. Общая площадь этих пожаров за три недели составила около 70 гектаров. В таких случаях ситуационный центр не только координировал работу служб непосредственно на месте, но и организовывал подвоз воды коммунальными предприятиями», – отмечают в мэрии.

В августе «Первый Запорожский» сообщал об обращении относительно двух котят, которые упали в закрытую яму и провели там два-три дня без еды и воды. После оценки ситуации специалист центра вызвал спасателей коммунальной специальной военизированной аварийно-спасательной службы. Они осторожно демонтировали кровлю, достали животных и восстановили конструкцию.

В начале сентября специалисты центра участвовали в ликвидации последствий очередного российского обстрела Запорожья. Они координировали действия ГСЧС, полиции, медиков, аварийных служб и коммунальных предприятий, а также контролировали ход работ, чтобы восстановление города происходило быстро и эффективно.

Внедрение цифровых технологий

В Запорожском городском совете сообщили, что ситуационный центр гражданской защиты в дальнейшем будет внедрять смарт-решения – цифровые технологии, которые помогут службам быстрее получать информацию, планировать действия и координировать работу в реальном времени. В частности, планируется создание базы данных с интерактивной картой города.

«На ней будут отображаться пожарные гидранты, этажность домов, а также оптимальные маршруты подъезда для служб в зависимости от ситуации. Это позволит специалисту при получении вызова сразу видеть по GPS, где находятся ближайшие машины, передавать им точный адрес и план объекта, что значительно сократит время реагирования», – отмечают в мэрии.

В центре планируют создать интерактивную карту города с пожарными гидрантами, этажностью домов и оптимальными маршрутами, чтобы экстренные службы могли быстрее добираться до места происшествия.

Секретарь Запорожского городского совета Регина Харченко ранее сообщала, что среди следующих шагов – расширение системы видеонаблюдения, интеграция с городскими сервисами и совершенствование алгоритмов реагирования.

Опыт Харькова как основа для развития

Запорожье стало вторым городом в Украине, где создан ситуационный центр гражданской защиты. Первый аналогичный центр в Харькове успешно функционирует с 2022 года. Делегация из Запорожья посетила Харьков, чтобы воочию ознакомиться с его работой и перенять опыт для прифронтового города.

«Мы взяли за основу эффективную модель Харькова и адаптировали ее под реалии Запорожья: промышленность, близость к фронту, нагрузка на критическую инфраструктуру», – отметила секретарь городского совета Регина Харченко.

Харьковская модель стала основой для создания запорожского центра гражданской защиты.

В мэрии объяснили, что главное отличие между центрами двух городов заключается в организации работы: в Харькове представители экстренных и коммунальных служб работают в одном помещении, что позволяет оперативно принимать решения и мгновенно реагировать на вызовы в своем направлении. Дополнительно там применяют панорамные видеокамеры, которые позволяют за считанные секунды определить место поражения. «Харьков сейчас для Запорожья является примером, на который стоит ориентироваться и в дальнейшем совершенствовать систему гражданской защиты», – добавили в городском совете.

Обратиться в ситуационный центр Запорожья можно по телефонам 787-53-00, 787-50-56 или по короткому номеру 15-80.


Читайте также:

Более 3,2 млн грн компенсации получат владельцы поврежденного российскими ударами жилья в Запорожье

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

Exit mobile version