
Европейский вектор образования: как университет из Мелитополя развивает международные инициативы во время войны
Несмотря на вынужденное перемещение в прифронтовое Запорожье, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого продолжает активно участвовать в международных проектах Европейского Союза Erasmus+.
Об опыте успешной реализации этих инициатив представители университета рассказали во время онлайн-мероприятия «Лучшие практики Erasmus+», организованного Национальным университетом «Запорожская политехника» в рамках празднования ErasmusDays 2025.
Программа Жана Моне открыла для МГПУ новый этап международного сотрудничества
В начале выступления начальник отдела международных связей и проектной деятельности МГПУ имени Богдана Хмельницкого Ольга Гончарова рассказала об истории учреждения и вызовах, с которыми оно столкнулось после начала полномасштабной войны. Она подчеркнула, что, несмотря на потерю материально-технической базы и рассеяние коллектива по Украине и за рубежом, университет продолжает активно работать.
Уже в августе 2022 года, по ее словам, сотрудники начали адаптацию к новым условиям, восстановили электронную коммуникацию и получили подтверждение первого модуля Жана Моне в рамках программы Erasmus+. Этот шаг стал началом активной международной деятельности университета. Сейчас в университете действуют несколько проектных групп научно-педагогических работников, которые готовят заявки и реализуют одобренные инициативы.
«Мы уже реализуем третий цикл модуля Жана Моне, основным фокусом которого является укрепление общих ценностей Европейского Союза через политику многоязычия в образовании и подготовку будущих учителей, – отметила Ольга Гончарова. – Поскольку мы педагогический университет, все наши проекты имеют гуманитарную направленность».
Она добавила, что в рамках проекта уже проведены многочисленные семинары, дискуссии, конференции, тренинги и круглые столы с привлечением широкого круга стейкхолдеров. Инициатива стартовала в 2023 году и продлится до 2026-го. Ее бюджет составляет 30 тысяч евро.
От студентоцентричности к диджитализации: успешный финиш проекта BOOST
Еще одним успешным направлением сотрудничества Мелитопольского государственного педагогического университета в рамках Erasmus+ стал проект BOOST («Предоставление возможностей и организационного успеха региональным университетам в Украине»), по которому недавно завершили финальную отчетность.
Целью инициативы было внедрение студентоцентрированных подходов к обучению, а также усиление интернационализации и диджитализации университетов.




«В рамках проекта нашими командами были разработаны две ключевые стратегии – интернационализации и диджитализации университета. Мы получили несколько траншей оборудования для поддержки онлайн-образования. Особенно ценным стало подключение к платформе Grammarly – сервису на базе искусственного интеллекта, который помогает совершенствовать письменный английский. Для ученых это значительно облегчает работу», – отметила Ольга Гончарова.
В рамках проекта состоялось четыре учебных визита в Эстонию, Польшу и Словению. Преподаватели и участники команд освоили девять курсов, по результатам которых разработали и внедрили образовательный компонент «Студентоцентрированные подходы к смешанному обучению». Также создана и реализована программа повышения квалификации для учителей.
МГПУ отвечал также за пакет диссеминации: команда университета разработала и поддерживала официальный сайт проекта, а также провела информационную кампанию в соцсетях.




CRED4TEACH: короткие курсы для больших изменений в педагогике
Проект CRED4TEACH («Микроквалификации на основе MOOC для профессионального развития преподавателей») направлен на создание коротких учебных программ на базе массовых открытых онлайн-курсов для повышения квалификации педагогов.


По словам Ольги Гончаровой, это масштабная инициатива, призванная обеспечить качественное, гибкое, инклюзивное и компетентностное обучение для учителей и преподавателей различных образовательных уровней.
CRED4TEACH ориентирован на потребности высших учебных заведений и образовательных управленцев в трех странах – Албании, Черногории и Украине. Всего в нем участвуют 15 учреждений из семи государств: Албании, Эстонии, Германии, Черногории, Португалии, Турции и Украины.
Проект реализуется с 2023 по 2026 год с бюджетом более 700 тысяч евро.
«Самая важная задача нашей команды сейчас – разработка и внедрение национальной и институциональной рамки микроквалификаций в Украине», – подчеркнула Ольга Гончарова.




Устойчивость сообществ через университеты
Проект UNICOM («Университет – общины: усиление сотрудничества») направлен на развитие третьей миссии университетов, то есть их социальной роли в обществе.
«Основная цель UNICOM – усилить социальную роль университетов через активное взаимодействие с общинами, – отметила начальник отдела международных связей и проектной деятельности МГПУ. – Мы стремимся, чтобы такое сотрудничество способствовало формированию государственной политики, которая будет поддерживать третью миссию университетов и способствовать сплоченности, устойчивости и развитию общин в Украине».
В рамках проекта уже состоялись учебные визиты в Италию, Турцию, Черногорию и Албанию, а также ряд образовательных и партнерских мероприятий.
Проект реализуется в 2023–2027 годах. Его бюджет превышает 988 тысяч евро.

BURN: проект для ментального восстановления после войны
Международный проект BURN («Усиление психологической устойчивости и благополучия университетов в (после)военной Украине») реализуется с 2024 по 2026 год.
«BURN имеет психологический фокус и направлен на развитие устойчивости и эмоционального благополучия в условиях войны и послевоенного восстановления, – делится Ольга Гончарова. – Сейчас он находится в активной фазе: уже состоялись учебные визиты преподавателей в Эстонию, Латвию и Польшу, а с сентября запущены новые образовательные компоненты, разработанные в рамках проекта».


Для студентов бакалаврского уровня введен курс «Кризисное онлайн-консультирование», для магистров – «Майнфулнес-ориентированная арт-терапия травмы», а соискатели PhD всех специальностей осваивают модуль «Работа с беженцами и лицами, пережившими войну».
Кроме того, в университете создан Центр психологической резильентности и благополучия, оборудованный за счет гранта.
Работы на уроках: МГПУ готовит учителей нового поколения
Новейший международный проект университета – инициатива EduRob («Развитие цифровой компетентности будущих педагогов через внедрение робототехники в учебные программы»), которая реализуется в 2024–2026 годах.
«Проект EduRob направлен на развитие цифровой компетентности будущих учителей через внедрение робототехники в образовательные программы», – объясняет начальник отдела международных связей и проектной деятельности МГПУ.



Она отметила, что этот проект создан на основе успешного опыта предыдущей инициативы Boost, поэтому один проект Erasmus+ стал толчком для следующего.
К участию в проекте присоединились шесть украинских университетов и три европейских образовательных учреждения. Уже состоялся учебный визит в Эстонию, где преподаватели освоили курсы по робототехнике и развитию цифровой компетентности в учреждениях дошкольного образования, а также научились создавать собственные учебные модули.
«Сейчас мы находимся на этапе создания проектных групп, которые работают над разработкой учебных курсов и внедрением учебных роботов в образовательный процесс», – подытожила Ольга Гончарова.
Текст – Александр Носок, Андрей Вавилов, фото – МГПУ имени Богдана Хмельницкого
Читайте также:
- Цифровизация, устойчивое развитие и безопасный спорт: Запорожская политехника начинает три международных проекта в рамках Erasmus+
- Евроинтеграция через образование: как студенты из Запорожья приобретают опыт в Европе по программе Erasmus+
- Возможности Erasmus+: студент Запорожской политехники год бесплатно учился в одном из лучших университетов Германии
Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp
Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!
0