Два года агрессивной кремлевской пропаганды: как работает псевдомузейный комплекс «Россия – моя история» в Мелитополе

Два года агрессивной кремлевской пропаганды: как работает псевдомузейный комплекс «Россия – моя история» в Мелитополе

Российские оккупационные власти на захваченных территориях Запорожской области развернули масштабную пропагандистскую кампанию, направленную на навязывание местным жителям идеи «исторического единства» с Россией. Центральным инструментом этого влияния стал мультимедийный парк «Россия – моя история», открытый в захваченном Мелитополе в сентябре 2023 года.

Музейный комплекс создан как пропагандистская площадка для распространения выгодных Кремлю псевдоисторических нарративов. За два года он стал одним из ключевых центров идеологического давления в регионе.

Посещение парка сделали обязательным для украинских детей и подростков. Через такие мероприятия оккупанты пытаются разрушать национальную идентичность молодого поколения: здесь оправдывают войну и оккупацию, героизируют захватчиков и отрицают культурную самобытность Украины. Чтобы придать пропаганде привлекательную форму, оккупанты используют современные мультимедийные технологии, превращая ее в зрелищное шоу.

«Первый Запорожский» рассказывает, как работает музей в Мелитополе, какое идеологическое давление он оказывает на местное население и сколько людей уже стали слушателями кремлевских вымыслов.

Пропаганда в формате мультимедиа: как в Мелитополе Кремль построил псевдоисторический комплекс

Музейный комплекс «Россия – моя история» в Мелитополе российские оккупанты вместе с местными коллаборантами открыли 23 сентября 2023 года. Это не локальный проект, а часть большой централизованной сети, управляемой из Москвы. В нее входят 25 мультимедийных исторических парков в разных городах РФ – от Владивостока и Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга и Пятигорска. Все комплексы создаются по единому шаблону в рамках программы «Моя страна – моя история», что обеспечивает унификацию пропагандистских месседжей.

Строительство мелитопольского музея курировал первый заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко, который лично прибыл на открытие. Финансирование было обеспечено из российского бюджета и федеральных программ, а подрядчиком выступил военно-строительный комплекс Министерства обороны РФ. По словам Кириенко, музей – часть «программы возрождения и развития захваченных территорий», которую российский диктатор Владимир Путин оценил в триллионы рублей.

Работы продолжались шесть месяцев. По данным оккупационных властей, их выполняли 220 человек и 14 единиц спецтехники. Комплекс разместили в реконструированном здании бывшего завода «Продмаш», который не работал с 1993 года. Сейчас музей занимает двухэтажное сооружение площадью почти шесть тысяч квадратных метров, из которых 4,5 тысячи отведены под интерактивные экспозиции. Фасад украсили витражным остеклением площадью более 700 квадратных метров, а на официальных фото можно увидеть огромные портреты российских монархов и имперскую символику.

В комплексе – 11 постоянных и временных экспозиций. Основу составляют четыре выставки: «Рюриковичи, 862–1598», «Романовы, 1613–1917», «1914–1945: от великих потрясений до Великой Победы» и «Россия– моя история: 1945 – наши дни». Такая периодизация призвана подчеркнуть «историческую преемственность российского государства» и продвинуть идею Украины как части «русского мира». В 2024–2025 годах действовали и временные выставки, среди которых «Герои СВО 2022» о российских военных, участвовавших в войне против Украины, а также «Космос. Сначала была мечта», «80 фактов о блокаде Ленинграда», «Свидетели Великой Победы» и «К годовщине референдума».

Техническое наполнение максимально мультимедийное: 3D-видео, VR-станции, панорамы, купольные кинотеатры, «оживающие книги», викторины и реконструкции сражений. Также обустроены атриум на 300 зрителей и зал для официальных мероприятий.

Все эти выставки и технологии имеют одну цель – сформировать искаженное представление о прошлом и навязать посетителям кремлевские нарративы об «общей истории» Украины и России. Это пример культурного империализма, когда Москва пытается включить оккупированные территории в свое единое пропагандистское пространство.

Музей стал площадкой для героизации российских захватчиков

Музейный комплекс в Мелитополе оккупационные власти превратили в главный центр пропаганды. Здесь регулярно проводят официальные мероприятия, театральные постановки, концерты и конференции, которые должны создавать иллюзию активной культурной жизни в оккупированном городе.

Особое внимание уделяют встречам с «героями СВО» – российскими военными, участвовавшими в войне против Украины. Такие события призваны героизировать агрессию и формировать положительный образ оккупационных войск. В этом же пространстве организовывают встречи жителей с представителями оккупационной администрации, а также планируют обустроить «приемную» для российских чиновников (в частности, заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева), чтобы проводить «прямые линии» и выступления перед жителями.

В музее демонстрируют пропагандистские фильмы, которые навязывают кремлевскую версию истории и оправдывают вторжение в Украину. Все эти мероприятия активно освещают российские государственные и местные медиа, создавая картинку «нормальной жизни» под оккупацией и демонстрируя якобы поддержку местным населением «русского мира».

Директор парка Андрей Маслов регулярно сотрудничает с пропагандистскими СМИ. В своих интервью он заявляет, что музей якобы «стремится донести идею единства России, с которой все исторически и духовно связаны». При этом он анонсирует новые экспозиции, посвященные уже современным событиям.

Дети как заложники пропаганды: как школьников заставляют слушать кремлевские вымыслы

Оккупанты сосредоточивают свои усилия на привлечении молодежи к деятельности пропагандистского музея «Россия – моя история». Школьников и студентов системно принуждают посещать экскурсии, которые входят в так называемую патриотическую программу.

По данным украинского движения сопротивления «Желтая лента», администрации школ получили приказ обеспечить стопроцентное присутствие старшеклассников. В случае отказа им угрожают не выставить итоговые оценки по истории и литературе, не выдать аттестат или снизить баллы. Это вынуждает родителей соглашаться на участие детей в таких мероприятиях.

Во время экскурсий школьников обязывают фотографироваться и записывать видео с благодарностями оккупационным властям. Впоследствии эти материалы показывают на местном телевидении как якобы добровольную активность молодежи.

Содержание лекций сводится к навязыванию искаженной версии войны. Полномасштабное вторжение подают как «специальную военную операцию» и «миссию освобождения». Российских военных изображают «героями» и «спасителями», в то время как Украину и ее защитников — «нацистами». Ученикам навязывают тезис о «едином народе» украинцев и россиян, воспитывая чувство гордости за государство-агрессора.

Такие практики являются откровенной индоктринацией – навязыванием детям нужных оккупантам политических идей, что прямо противоречит международному праву и нарушает нормы Женевских конвенций.

Во время лекций школьников убеждают, что независимая Украина является «исторической ошибкой», одновременно навязывая им «единство с Россией» и гордость за агрессоров.
Фото из российских пропагандистских медиа

По данным российских медиа, со времени открытия музей якобы посетили около 60 тысяч человек, среди них – 23 тысячи школьников и 6,5 тысячи студентов. В то же время еще в начале 2025 года пропагандистские ресурсы приводили другие цифры, утверждая, что экспозиции посмотрели более 35 тысяч учеников и студентов.

Оккупационные власти теперь заявляют о «тысячах посетителей ежемесячно», пытаясь представить музей как успешный проект. Независимых подтверждений этим данным нет, но очевидно, что оккупанты пытаются создать видимость высокой посещаемости, используя для этого все возможные методы.

Еще осенью 2024 года бывший заместитель псевдогубернатора Запорожской области Антон Тицкий сообщал, что в течение первого года на фестивалях, лекциях, встречах и других специальных мероприятиях, организованных на базе музея, побывали более 27 тысяч человек.

Инвестиции в ложь: новые центры и мобильные парки для идеологического контроля

В 2025 году оккупационные власти объявили о дальнейшем развитии пропагандистского музея «Россия – моя история». 30 апреля местная «администрация» сообщила о планах создать в Запорожской области филиал национального центра «Россия». По словам Антона Тицкого, новый комплекс площадью более тысячи квадратных метров будет иметь семь тематических зон: экспозиционный и конференц-залы, концертную площадку, фотозону, детскую игровую территорию, гастрономический уголок и сувенирный магазин.

Параллельно на базе музея уже работают молодежный исторический клуб и международный пресс-клуб – платформы для распространения российской пропаганды среди молодежи. В июне 2025 года в Мелитополе открыли еще один подобный проект – центр для «блогеров», который финансируется из местного бюджета и тесно сотрудничает с музеем.

Российские оккупанты привлекают молодых украинцев к созданию дезинформации в интернете через специальный центр, который находится на базе музея.
Фото из российских пропагандистских медиа

Такие шаги демонстрируют долгосрочную стратегию Кремля закрепить идеологический контроль на оккупированных территориях. Россия инвестирует значительные ресурсы в создание псевдокультурной и медийной инфраструктуры, чтобы усиливать пропагандистское влияние на местное население.

Помимо стационарных проектов, с конца 2023 года российские пропагандисты запустили передвижной формат – мобильный исторический парк «Россия – моя история». С 2024-го он путешествует по оккупированным регионам: Донецкой, Херсонской, Крыму, Мариуполю, а в сентябре 2025-го впервые приехал в Бердянск. Этот мультимедийный комплекс состоит из вагонов и куполов с интерактивными экспозициями, рассчитанными на школьные группы и временные выставки.

В его состав входит также профориентационный центр «Россия – мои горизонты», призванный привлекать украинскую молодежь к обучению и работе по российским стандартам. Вход объявлен бесплатным, однако предварительная регистрация дает оккупантам возможность собирать персональные данные посетителей.

Таким образом, под видом культурно-образовательных инициатив происходит масштабная идеологическая обработка населения, в первую очередь молодежи.

***

Музей-парк «Россия – моя история» в оккупированном Мелитополе демонстрирует, как российские власти используют культурные и образовательные учреждения для пропаганды и идеологического контроля над населением. С помощью современных технологий и принудительных методов оккупанты пытаются исказить историю, навязать свое мировоззрение украинцам и вытеснить их национальную идентичность. Такие действия являются серьезным нарушением международного права и могут расцениваться как военные преступления.

Для украинского общества важно понимать масштабы и методы российской пропагандистской машины. Ее негативное влияние может сохраняться длительное время после деоккупации, что потребует значительных усилий для восстановления исторической правды и национальной памяти. Поэтому проект «Россия – моя история» следует рассматривать как опасное информационное оружие Кремля.

Текст – Александр Носок


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

0