Самоуправление как фундамент устойчивости громад во время войны: видение Алексея Орловского и Олега Саакяна

Самоуправление как фундамент устойчивости громад во время войны: видение Алексея Орловского и Олега Саакяна

Самоуправление в громадах сегодня это не только работа органов власти по управлению территориями, но и самоорганизация и сетевое взаимодействие сообществ.

Во время Межрегиональной конференции устойчивости «Несокрушимый Юго-Восток» 12 декабря представители прифронтовых регионов обменялись опытом восстановления и усиления общественной устойчивости.

В рамках дискуссии «Какова роль местного самоуправления в устойчивости громад во время войны?» директор программы «Демократия и надлежащее управление» Международного фонда «Возрождение» Алексей Орловский и политолог и соучредитель Национальной платформы устойчивости и сплоченности Олег Саакян обсудили, как самоуправление обеспечивает устойчивость громад в кризисных условиях.

«Формирование платформы и видение будущего — это залог обеспечения устойчивости громад»: Алексей Орловский — о роли местного самоуправления

Директор программы «Демократия и надлежащее управление» Международного фонда «Возрождение» Алексей Орловский во время дискуссии «Какова роль местного самоуправления в устойчивости громад во время войны?» отметил ключевую роль органов местной власти в обеспечении устойчивости территориальных громад. Он отметил, что именно органы местного уровня, а в отдельных случаях и военные администрации, являются наиболее приближенными к людям субъектами принятия решений.

«Они максимально четко знают потребности своих территорий и могут оперативно на них реагировать. Именно поэтому у них есть много аспектов, которые проявляются в реагировании на военные вызовы сегодня», — отмечает Алексей Орловский.

Модератором дискуссии «Какова роль местного самоуправления в устойчивости общин во время войны?» был эксперт ОО «Экосенс», региональный координатор Национальной платформы устойчивости и сплоченности по Запорожской области, профессор Дмитрий Арабаджиев.

По словам эксперта, местное самоуправление выполняет несколько важных функций. Во-первых, обеспечивает непрерывность предоставления критически важных услуг: водоснабжение, тепло, электроэнергию, вывоз бытовых отходов, работу коммунального транспорта и систему укрытий. Во-вторых, органы власти взаимодействуют с военными структурами и выделяют ресурсы для поддержки оборонных мероприятий. Кроме того, городское самоуправление обеспечивает реагирование на разрушение объектов недвижимости и оказание практической помощи

«На местном уровне принимаются программы за счет средств местных бюджетов для поддержки сил обороны, частично логистики, построения систем укреплений с использованием коммунальной техники и формирования резервов. Это является фундаментом гражданской обороны с позиции территориальных громад», — рассказывает директор программы «Демократия и надлежащее управление».

В-третьих, органы местного самоуправления выступают первой инстанцией для гуманитарной поддержки и социальной устойчивости. Именно к ним обращается большое количество внутренне перемещенных людей и уязвимых категорий граждан за социальными сервисами в кризисном режиме.

Четвертым важным блоком является экономическое развитие. Местное самоуправление, привлекая донорские средства и принимая местные программы, создает базу для экономики общины, что становится ключевым условием ее устойчивости.

Пятой важной функцией местного самоуправления является коммуникации и поддержка доверия: «Чиновники, которые, даже находясь в релокации, поддерживают контакт с людьми на оккупированных территориях. Находят способы коммуницировать, передавать достоверную информацию, поддерживать уровень доверия к органам власти и формировать отношения, что чрезвычайно важно в таких условиях».

Обсуждая важность общественного участия, Алексей Орловский отметил, что ни один орган власти или бизнес не сможет решить проблемы жизнеспособности громады без привлечения местных жителей.

«В условиях войны мы видим, что люди готовы помогать друг другу: разгребать завалы, приносить воду, согревать других. Это свидетельствует о готовности общества действовать и адаптироваться. Попытка проявить себя подобным образом в таких ситуациях также является способом включиться в эти процессы и одновременно одним из элементов внутреннего переключения, который позволяет обеспечить собственную персональную устойчивость», — отмечает Орловский.

Эксперт также обратил внимание на интересную особенность: в годы независимости Украина не имела такого количества внимания и принятых нормативно-правовых актов, касающихся развития инструментов общественного участия, как сейчас, во время войны.

«Сколько лет мы пытались донести, что государство, органы местного самоуправления должны установить определенные рамки — фактически ничего системного не делалось. Раньше были лишь фрагментарные попытки, например, общественная экспертиза деятельности органов исполнительной власти, но это скорее исключения, чем системная практика. Сейчас, во время войны, когда обычно ограничивают права и возможности для общественных проявлений, мы получили закон так называемый о народовластии (закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно народовластия на уровне местного самоуправления», вступивший в силу в январе 2025 года, — прим.) Это устанавливает определенный набор правил, процедур и дополнительных инструментов, которых раньше не было. Например, молодежь теперь включается в процессы принятия решений на нормативном законодательном уровне», — заключает директор программы «Демократия и надлежащее управление» Международного фонда «Возрождение» Алексей Орловский.

«Устойчивость позволяет превращать риски в рабочие моменты, когда знаешь, как с ними работать»: Олег Саакян — о том, как украинцы реагируют на кризисные ситуации

Политолог и соучредитель Национальной платформы устойчивости и сплоченности Олег Саакян в своем выступлении во время дискуссии «Какова роль самоуправления в устойчивости громад во время войны?» рассказал о специфике украинской формулы устойчивости и ее отличиях от классических подходов. Он подчеркнул, что устойчивость проявляется именно тогда, когда привычные методы решения социальных проблем не работают и возникают новые, неизвестные ранее ситуации.

По результатам исследований и консультаций Национальная платформа выделила ключевые составляющие украинской устойчивости. Во-первых, это ценности демократии: «Свобода, сетевость, достоинство — где-то всегда это баланс между ними, но мы исходим из этих принципов. Мы, украинцы, не умеем действовать по принципам тоталитарного общества, хотя имеем исторический опыт, но стоим в стороне от него. И поэтому, если это не построено на основе демократичности, готовности признавать правду и уважать других, то это не работает».

Еще одними составляющими украинской устойчивости эксперт назвал способность украинцев самоорганизовываться и действовать в наиболее критических ситуациях без инструкций сверху, а также социальную сплоченность.

«Сегодняшнее мероприятие — конференция «Несокрушимый Юго-Восток» — это в частности о том, как поделиться опытом между регионами, как проявить эту сплоченность. Сплоченность не означает, что мы все движемся в одном направлении исключительно. Нет, она не забирает индивидуальность, свободу, персональные возможности и даже не означает отсутствие конкуренции, — отмечает Саакян, — Худшая ситуация была в общинах, где после освобождения люди не общались и не имели контактов. Гораздо лучше была ситуация в громадах с активным политическим процессом, где люди знали, к кому обратиться, и могли в кризисной ситуации быстро решить различные вопросы восстановления жизни громады. Различия отходят на второй план, а знания и связи работают даже тогда, когда местное самоуправление не справляется».

Четвертый аспект — социальные инновации и креативность, которые проявляются как на бытовом уровне (индивидуальные рецепты кофе или борща), так и в военно-технических инновациях, которые внедряются значительно быстрее, чем любые протоколы.

Эксперт отметил, что устойчивость начинается не с очевидных проблем, а с угроз, которые находятся немного за горизонтом и могут быть незаметными. В качестве примера он привел освобожденный Херсон, где первой критической потребностью оказалась связь, а не отсутствие продуктов или коммунальных услуг.

«Человек без воды не может жить, но в ХХІ веке он не способен обойтись без коммуникации. Даже воду можно доставить позже, а сначала нужно иметь возможность узнавать, что происходит, и передавать информацию родным и знакомым. Во всех наших исследованиях связь выходит почти на первый уровень критичности — как кислород: сначала связь, потом вода, медицина. Потеря коммуникаций порождает каскад проблем с водой, психологической устойчивостью и управлением», — рассказывает Олег Саакян.

В конце политолог подчеркнул эволюцию подходов к устойчивости в регионах, в частности в Запорожье. Если раньше он называл город «социокультурным заповедником», где люди только наблюдают за деятельностью активных представителей общественности, то сейчас он превратился в «социокультурную лабораторию», где общество сознательно приобщается к процессам создания новых смыслов и знаний об устойчивости.

«В Запорожье я вижу открытость и возможности, онлайн-дискуссии и встречи общественности. Каждый раз, когда приезжаю, вижу изменения: с точки зрения местного самоуправления, реализации проектов и масштабных инициатив», — подытожил Олег Саакян.

Эксперт также отметил, что появление новых законодательных инициатив по привлечению общественности отражает реальность: украинцы оказались в нестандартной ситуации и вынуждены искать инструменты, которые будут наиболее эффективными и будут отвечать их реальной социальной структуре, а не постсоветской. Этот процесс направлен на нахождение уникальных, быстрых и менее ресурсозатратных решений, которые делают украинцев более устойчивыми именно в их вызовах.

***

В межрегиональной конференции устойчивости «Несокрушимый Юго-Восток», состоявшейся в Запорожье 12 декабря, приняли участие более 40 спикеров и более 120 участников. Конференция состоялась в смешанном формате. Обсуждение проходило в формате тематических панельных дискуссий, посвященных управлению рисками, раннему восстановлению, устойчивому развитию и экономической устойчивости прифронтовых громад.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Межрегиональная Конференция устойчивости «Несокрушимый Юго-Восток»», который является частью проекта «Импульс» и реализуется ОО «Экосенс». Проект «Импульс» реализуется Международным фондом «Возрождение» и Фондом Восточная Европа при финансировании Норвегии (Norad) и Швеции (Sida). Содержание материала не обязательно отражает позицию Международного фонда «Возрождение», Фонда Восточная Европа, Правительства Норвегии и Правительства Швеции.

Текст — Анастасия Заводюк, Андрей Вавилов, фото — общественная организация «Экосенс»

Опыт устойчивости прифронтовых регионов: как Запорожье, Херсон и Николаев укрепляют громады во время войны


Читайте также:

Раннее восстановление и устойчивость во время войны: как в Запорожье прошла конференция «Несокрушимый Юго-Восток»

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

0