В Запорожье появился первый чешский троллейбус - ФОТО
Коммунальное предприятие «Запорожэлектротранс» пополнилось первым европейским троллейбусом чешского производства марки Skoda 14Tr. Это действительно знаковое событие для троллейбусного парка города.
Заграничный “рогатик”
Один чешский троллейбус обошелся городу в миллион гривен. Эта весьма приемлемая цена для поддержанного троллейбуса элитной марки, ведь новый троллейбус отечественного производства стоит не менее 4 миллионов гривен.
Первый из десяти троллейбусов поступил на территорию троллейбусного парка №1 вчера, 26 октября. Раньше троллейбус эксплуатировался в чешском городе Пльзень. Несмотря на то, что троллейбус не новый (по документам ему 25 лет), выглядит он очень презентабельно. А это заслуга днепропетровского поставщика – ТД «Литан», который поработал над транспортом на славу. По документам красавец-троллейбус пережил два капитальных ремонта и модернизацию. «Литановцы» потрудились над настройками в кабине водителя и поработали с ремонтом кузова – вырезали части, которые были подвержены коррозии, сварили новый металл, затем прошпаклевали, покрасили и привели в товарный вид. В Днепре машину уже обкатали и привели в порядок систему вентиляции в салоне, а также внешние и внутренние маршрутные указатели.
– Мы знаем, что в Днепре есть две обкатанные машины. Возможно в скором времени мы получим второй троллейбус, – рассказал Алексей Шатохин, главный инженер троллейбусного парка №1.
Как нам удалось узнать, не все десять “рогатиков” одинаковые. Половина троллейбусов другой комплектации. Главное отличие в электрическом и электронном оборудовании, а вот ходовая часть и все составляющие одинаковые. Причина в том, что каждый из чешских городов, который раньше использовал их, модернизировал транспорт под свои потребности. Троллейбусы с разной модификацией разделят между двумя троллейбусными парками таким образом, чтобы в каждом парке были только троллейбусы одного типа. Это поможет упростить создание ремонтной базы.
Взгляд изнутри
Внешне троллейбус светло-бежевого цвета с бледно-розовым украинским орнаментом и надписью «Муніципальний транспорт міста Запоріжжя». Также на троллейбусе изображен герб Запорожья. Дизайн рекламная служба предприятия «Запорожэлектротранс» разрабатывала специально под заказ городского совета и позже передала макет поставщику в Днепр.
В самом салоне есть 29 сидячих мест. В кабине водителя находится вспомогательная электронная аппаратура – оригинальный чешский планшет для маршрутных указателей, системы сигнализации и голосового оповещения, отечественный бортовой компьютер, микрофон, система связи и навигации. По правую руку от водителя есть специальный ящичек для документов и путевых листов. Внутренняя комплектация напоминает отечественный троллейбус Днепр-Т103. Длина самого автобуса 11, 3 метра, а ширина – 2,5 метра.
Внутри салона отсутствует система кондиционирования, вместо этого вверху находится несколько вентиляционных установок. Руководство «Запорожэлектротранса» намерено отказалось от кондиционеров, чтобы сэкономить бюджетные средства. Ведь система кондиционирования значительно удорожает стоимость транспорта, к тому же, как показывает практика, даже при наличии кондиционеров в жару ими никто не пользуется.
В салоне работает система отопления и подогрев сидений, а также есть отдельная стойка для мам с колясками. С наружной стороны находится кнопка открытия двери для пассажиров. Мы испробовали аварийное открытие дверей и верхних люков – открывается легко и не требует дополнительных усилий.
В верхней части салона находятся специальные закрытые щитки для рекламы. Эти щитки позволяют санкционировано развешивать рекламные баннеры и при этом не портить внешний вид салона нелепыми рекламными буклетами.
Из недостатков – отсутствие низкого пола и пандуса для людей с ограниченными возможностями. Все новые троллейбусы (с 2013 года) обязательно являются 100% низкопольными, а вот у этого троллейбуса высота пола 750 мм, в то время как у низкопольных не более 350 мм. Так что людям с колясками придется забираться в салон только с помощью сопровождающих.
Водители в очереди на обучение
В ближайшее время электронщики из «Запорожэлектротранса» намерены поработать над электронной аппаратурой: запрограммировать маршруты и вбить название остановок. А водители из троллейбусного парка должны пройти обучение и потренироваться работать на новых “рогатиках” В настоящий момент в троллейбусном парке №1 лишь двое водителей имеют документы на право управления троллейбусом Skoda .
– На данный момент не все водители обучены. Но у нас достаточное количество водителей, что позволяет нам вовремя обучить других. Это те, кто работал на подобных машинах в других городах Украины. По мере поступления троллейбусов они успеют отстажировать других. Тем более, что эти троллейбусы чем-то схожи с троллейбусами ЮМЗ, которые есть у нас в парке. Есть нюансы в управлении, которые потребуют нескольких дней обучения и пробную обкатку. И тогда мы смело можем допускать водителей к управлению, – рассказывает Алексей Шатохин.
Кстати, водители «Запорожэлектротранса» безмерно рады пополнею парка. Они ждали эти троллейбусы еще с весны, с той поры, когда только велись разговоры о планах покупки этих машин. Понятно, что каждый водитель хочет пересесть на презентабельный троллейбус и сменить старый ЗИУ на нечто современное и удобное в управлении. Руководство троллейбусного парка №1 обещает, что стажироваться управлять будут все, а не только те, кого закрепят за новыми машинами.
Когда новый троллейбус выйдет на линию, пока неизвестно. А вот еще девять его собратьев должны переехать в Запорожье до конца этого года. Как утверждают сотрудники «Запорожэлектротранса», новые троллейбусы пустят на маршрут №14 (улица Чумаченко – Набережная – Симферопольское шоссе) и №3 (улица Песчаная – 4-й Южный жилмассив).
Эльмира Шагабудтдинова
9