Первый Запорожский

Война не остановила развитие: как живет прифронтовая Широковская громада под Запорожьем (ИНТЕРВЬЮ)

Широковская громада в Запорожье, расположенная примерно в 40 километрах от линии фронта, стала прибежищем для тысяч людей, спасавшихся от войны. Относительная безопасность сделала ее одной из самых привлекательных для внутренне перемещенных лиц – сейчас здесь официально зарегистрировано девять тысяч новых жителей, как их называют местные жители.

Резкий рост численности населения вызвал много вызовов: перегруженную инфраструктуру, нехватку жилья, повышенные потребности в социальных услугах. В ответ громада внедряет новые социальные программы, поддерживает развитие предпринимательства, создает возможности для молодежи, женщин и ветеранов. Параллельно модернизирует систему водоснабжения, оказывает помощь армии и сотрудничает с международными партнерами над новыми проектами.

О жизни громады в условиях войны, поддержке переселенцев и ветеранов, а также о ежедневных вызовах и планах развития «Первый Запорожский» пообщался с главой Широковской громады Денисом Коротенко.

В тылу, но рядом с войной: Широковская громада приняла более девяти тысяч переселенцев

– Широковская громада расположена относительно далеко от линии фронта, однако некоторые населенные пункты иногда все же страдают от обстрелов. Какова сейчас ситуация с безопасностью в громаде?

– Наша громада находится примерно в 40 километрах от линии фронта. В ее состав входит 35 населенных пунктов. Благодаря Богу и Вооруженным Силам Украины, у нас нет частых «прилетов», поэтому мы на это не жалуемся. По моему мнению, сейчас Широковская громада, пожалуй, является самой безопасной из всех в Запорожской области.

Председатель Широковской территориальной громады Денис Коротенко.

– Какое количество жителей погибло или пострадало из-за российских обстрелов в вашей громаде с начала полномасштабной войны?

– К сожалению, на сегодня имеем 80 погибших защитников и еще 45 считаются пропавшими без вести. Среди гражданского населения у нас погибших нет.

– Сколько домов было повреждено или разрушено в громаде с начала вторжения?

– У нас было полностью разрушено два дома. Повреждено несколько десятков, наверное, до сотни.

– Какова сейчас численность населения в громаде? Насколько она изменилась по сравнению с довоенным временем?

– До начала войны в нашей громаде проживало около 15 тысяч человек. Сегодня официально зарегистрировано девять тысяч внутренне перемещенных лиц. Наша громада имеет определенную специфику: мы – пригородная территория, и у нас очень много дачных домов, примерно 10 тысяч. Часть жителей Запорожья, считая нашу громаду более безопасной, переселилась сюда и живет в этих домах не только летом, но и постоянно.

Из-за этого определить точное количество населения сложно. Но если ориентироваться на объемы вывезенного мусора и потребления воды до войны и сейчас, можно сделать вывод: население выросло примерно в три раза. По нашим оценкам, общая численность населения Широковской громады составляет 40-50 тысяч человек.

– Сколько детей среди переселенцев, которых вы приняли?

– Примерно полторы тысячи.

– Как в громаде организовано обеспечение переселенцев временным жильем? Где они проживают?

– Все, что было в собственности громады, мы уже предоставили переселенцам – это несколько двухкомнатных квартир. Также мы смогли отремонтировать некоторые помещения и переоборудовать их под жилье для внутренне перемещенных лиц. Есть также шелтер для ВПЛ. Но большинство переселенцев проживает в частном секторе.

– Сколько людей проживает в общежитиях?

– До 100 человек.

– Остаются ли в громаде свободные места для размещения переселенцев?

– Нет, на сегодня свободных мест нет. В то же время мы совместно с донорами работаем над тем, чтобы переоборудовать здания, которые еще есть, или построить модульные дома.

От гуманитарной помощи до развития бизнеса: в Широковской громаде помогают новым жителям адаптироваться

– Какие шаги громада делает для того, чтобы переселенцы чувствовали себя частью местного сообщества? Действуют ли специальные программы или инициативы, направленные на их адаптацию?

– Мы делаем очень много. Еще с первых дней полномасштабной войны поняли: все громады, в том числе и наша, столкнутся с демографическим вызовом. Поэтому мы даже не употребляем слово «переселенцы» – называем их нашими новыми жителями.

У нас очень много программ поддержки: помогаем с продуктами питания, средствами гигиены, оказываем денежную помощь. Сотрудничаем с различными фондами – ежемесячно по графику раздаем гуманитарную помощь.

Проводим мастер-классы – как для новых жителей, так и для местных. Когда была возможность – предоставляли жилье. Действуют программы психологической, юридической и бизнес-поддержки. Те, кто хочет начать собственное дело, могут обратиться в наше агентство развития – оно помогает с оформлением разрешительных документов, написанием и подачей грантовых заявок, сопровождением проектов, подготовкой отчетности.

Есть отдельные программы по оздоровлению. В громаде работают девять амбулаторий и собственная больница. Кроме этого, в каждый населенный пункт регулярно выезжает врачебная помощь, работает мобильная аптека – жители могут приобрести или бесплатно получить необходимые лекарства.

Для предоставления административных услуг, в частности переселенцам, функционирует мобильный ЦПАУ.

То есть в социальном направлении есть много разных программ. Предусмотрено социальное сопровождение, работает социальное такси.

Мы уделяем этому большое внимание, потому что понимаем: некоторым из переселенцев уже некуда возвращаться. И мы очень хотим, чтобы они остались жить и работать в нашей громаде.

– Насколько часто переселенцы получают гуманитарную помощь?

– На сегодняшний день это более структурировано. Ежемесячно обязательно предоставляются продуктовые и гигиенические наборы. Минимум раз в месяц – стабильно.

Ежемесячно в громаде раздают переселенцам продуктовые и гигиенические наборы, а также постоянно оказывают психологическую, юридическую и бизнес-поддержку.

– Какие трудности возникают?

– Иногда возникают недоразумения между местными жителями и переселенцами. Но мы стараемся это сглаживать: проводим разъяснительную работу, организовываем совместные мероприятия, чтобы они больше общались, дружили и лучше адаптировались.

Самый большой вызов для нас – это нагрузка на инфраструктуру, в частности на водоснабжение и вывоз мусора. И также проблема с жильем – обеспечить им всех желающих мы не можем.

– В Широковской громаде действует совет ВПЛ. Расскажите, чем именно он занимается?

– Совет помогает внутренне перемещенным лицам адаптироваться и коммуницировать со структурами громады и местным населением.

– В громаде работает центр жизнестойкости. Какую именно помощь могут там получить местные жители и переселенцы?

– В центре работают четверо специалистов: психолог, социальный менеджер и два специалиста социальной работы. Они оказывают психологическую помощь, социальную поддержку. Работают с ветеранами.

Кроме центра жизнестойкости, в громаде функционируют два реабилитационных центра. Там помощь могут получить и переселенцы, и ветераны, и местные жители.

Возвращение к мирной жизни: как в Широковской громаде заботятся о ветеранах

– Какова сейчас ситуация с трудоустройством переселенцев в Широковской громаде? Есть ли для них доступные рабочие места?

– На самом деле у нас очень много доступных рабочих мест – как в громаде, так и в частном секторе. Но, к сожалению, не все хотят работать. Говорю откровенно – такая ситуация есть. Причины разные: кому-то это, возможно, не нужно, кого-то не устраивают условия. Но работа есть, ее хватает.

– В Широковской громаде функционирует приют для пострадавших от гендерно обусловленного насилия. Это редкое явление для сельских громад. Как удалось его создать и какую помощь там оказывают?

– Приют для пострадавших от гендерного насилия мы создали еще до полномасштабной войны – по государственной программе и при софинансировании громады. Люди, пострадавшие от домашнего насилия, могут получить там временное жилье, психологическую помощь и поддержку – все необходимое для стабилизации их состояния и защиты.

– Какую поддержку оказывает Широковская громада ветеранам войны и участникам боевых действий? Работают ли в громаде специальные проекты, которые помогают им адаптироваться и социализироваться?

– У нас есть программа поддержки. Предоставляем денежную помощь демобилизованным, раненым, тем, кто вернулся из плена. Также – стоматологические и реабилитационные услуги, о которых я уже упоминал. Денежная помощь предусмотрена также к праздникам и в случае погребения. Суммы небольшие, но такая поддержка в громаде предоставляется.

– А проводят ли какие-то мероприятия?

– Да, у нас проходит много мероприятий. Ветераны собираются, общаются между собой. Сейчас, например, планируем организовать рыбалку на одном из водоемов нашей громады – это будет возможность и отдохнуть, и пообщаться с побратимами. Я вспомнил об этом, потому что именно сейчас мы занимаемся подготовкой. Кроме того, отправляем ветеранов на реабилитацию и отдых, проводим мероприятия для сплоченности. Поддерживаем их и в сфере социального предпринимательства – если кто-то хочет чем-то заниматься, есть доноры, которые готовы в этом помочь.

Программы для каждого поколения: в громаде есть возможности и для молодежи, и для пожилых людей

– Как громада поддерживает молодежь в вопросах развития и досуга, особенно учитывая вызовы военного времени?

– 29 июля мы провели молодежный фестиваль. Это уже наша традиция – второй год подряд его организовываем. В громаде действует молодежный совет, который участвует во многих мероприятиях. Молодежь много путешествует по Украине, посещает различные мероприятия, участвует в спортивных соревнованиях.

Есть очень эффективная профориентационная программа. В ее рамках проводим много мероприятий. Например, День дублера, знакомим с различными профессиями, организовываем выезды на различные предприятия не только в пределах громады, но и в пределах нашей страны. Мы тестируем детей на таланты и помогаем развивать их способности.

У нас также есть женское движение – общественное объединение «Клуб успешных дам». Это мощная организация, которая объединяет женщин, работающих, ведущих бизнес. Они проводят различные мероприятия, участвуют в грантовых проектах и помогают фронту.

А для людей пожилого возраста действует Институт третьего возраста – очень популярная программа. Там проводим обучение по компьютерной и финансовой грамотности, организовываем литературные вечера, пение и другие мероприятия. Сейчас в Институте обучается около 300 пожилых людей.

В нашей громаде действуют 26 различных кружков для детей и молодежи. Хочу отметить, что это не просто для галочки – эти кружки действительно работают.

– Сколько укрытий есть в вашей громаде и каково их состояние? Хватает ли жителям укрытий?

– Укрытий нам не хватает. В громаде есть только два простейших укрытия и одна подземная школа – это все, что имеем на сегодня. Конечно, этого недостаточно. Мы работаем над этим вопросом и ищем финансирование, чтобы построить больше защитных сооружений.

– В селе Петрополь строится центр безопасности. Расскажите подробнее об этом проекте: какие службы там будут работать и на какой стадии сейчас строительство?

– Сейчас продолжаются внутренние работы. В центре безопасности будут работать полицейский офицер громады и наша пожарно-спасательная служба. Кроме этого центра, у нас на территории громады уже действуют две пожарные станции – и в этом направлении мы также успешно работаем.

У нас работает четыре офицера полиции громады. В центре безопасности планируем создать ситуационный центр с системой видеонаблюдения. Камеры будут установлены по всей территории громады, а вся информация будет поступать в этот центр.

В Широковской громаде возводят центр безопасности, где будут работать полицейский офицер громады и пожарно-спасательная служба. Здесь обустроят ситуационный центр с видеонаблюдением, камеры которого установят по всей территории громады. Строительство планируют завершить до конца года.

– Когда планируете завершить строительство?

– К сожалению, есть проблемы с финансированием – в 2023 году у нас изъяли часть военного налога на доходы физических лиц (НДФЛ), поэтому стало сложнее. Но в планах завершить работы до конца этого года. Сегодня (29 июля. – прим.) был на объекте, посмотрел, как идут дела – строительство продолжается.

Первая реконструкция за 50 лет: в громаде заработал обновленный водопровод

– Расскажите, как в громаде организован образовательный процесс и как учебные заведения адаптируются к условиям войны.

– Все наши школы работают онлайн, кроме двух – они учатся в смешанном формате.

Подземную школу построили в рамках государственной программы. Мы ожидаем ее введения в эксплуатацию и планируем использовать ее в две смены. Это позволит привлечь к офлайн-обучению больше детей.

На прошлой неделе мы приобрели еще четыре школьных автобуса. Всего у нас уже будет семь автобусов – сможем организовать подвоз детей в эту безопасную школу.

– Сколько детей она сможет принять?

– В две смены школа сможет вместить приблизительно 450-500 детей.

– Как продвигаются работы по ремонту и модернизации водных коммуникаций в громаде?

– То, что можем сделать собственными силами – делаем. Прямо сегодня (29 июля, – прим.) происходит запуск центральной водной артерии Широковской громады – это северо-групповой водопровод.

Этот водопровод не реконструировали около 50 лет, и сейчас мы полностью реализовали проект. Сейчас продолжаются пусконаладочные работы – думаю, завершатся уже завтра или послезавтра.

Часть центральной артерии громады уже будет использовать новый водопровод. Мы заменили 20 км сетей и построили еще одну специальную насосно-подкачивающую станцию. Это первый настолько масштабный проект для громады, который удалось реализовать за счет государственной субвенции и софинансирования из местного бюджета.

Также в направлении водоснабжения сотрудничаем с посольством Швейцарии в Украине. Завтра у меня очередная встреча. Швейцарское посольство очень помогает нам с материалами: поставляют трубы, задвижки, оборудование, насосы. Благодаря этому мы постепенно ремонтируем наши насосные станции и сети.

Объем работы большой. Многие объекты годами не ремонтировались, большинство даже не были на учете. Мы их выявляем, обследуем, ставим на учет, готовим техническую документацию, приводим в порядок. Занимаемся этим уже шесть лет.

Согласно стратегии развития громады, питьевое водоснабжение – приоритет №1. Это базовая услуга, которая должна быть в каждом населенном пункте.

К сожалению, сейчас только 40% населенных пунктов имеют доступ к услуге водоснабжения, и не везде она надлежащего качества. Поэтому мы постоянно работаем над решением этой проблемы.

Наше коммунальное предприятие в начале июля завершило замену водопровода между селами Лукашево и Петрополь. Это уже позволило уменьшить потребление электроэнергии и потери воды.

– Какова сейчас ситуация с бюджетом Широковской громады? Возникают ли проблемы с его наполнением? Как он изменился с начала полномасштабной войны?

– Денег всегда не хватает. Но мы держимся благодаря нашему местному бизнесу. Регулярно встречаемся с представителями бизнеса – ежеквартально проводим встречи под названием «Бизнес-диалог». Эта практика началась еще до войны, и мы продолжаем эту традицию.

Во время таких встреч я отчитываюсь, куда тратятся уплаченные налоги, рассказываю о планах громады, а также слушаю предложения бизнеса – что, по их мнению, нужно сделать в первую очередь, во вторую очередь.

Я обращаюсь к предпринимателям с просьбой, по возможности, платить налоги даже в период налоговых каникул. Ведь это необходимо для содержания и развития общества, финансирования социальных и образовательных проектов. Благодаря этому нам удается выполнять бюджет. И я не могу сказать, что он существенно уменьшился – удерживаем его почти на довоенном уровне.

Громада налаживает сотрудничество и планирует реализовать новые проекты

– Широковская громада является активным участником различных международных программ. Как закрытие программы USAID сказалось на развитии громады? Удается ли налаживать новые связи с международными партнерами или фондами?

– Конечно, это негативно повлияло, ведь мы много лет сотрудничали с USAID – и с программой DOBRE, и с другими направлениями, подпрограммами, донорами от USAID.

Но это жизнь, мы не можем на это повлиять. Поэтому мы ищем новые возможности и продолжаем сотрудничество с другими донорами. Сейчас активизировались европейские партнеры – это, в частности, GIZ, программа U-LEAD, и мы работаем с ними.

– Какую поддержку оказывает громада Вооруженным силам Украины?

– Мы постоянно помогаем. В 2023 году, например, выделили почти 130 миллионов гривен. В 2024-м – около 12-15 миллионов, точно не вспомню.

Сейчас мы перечисляем средства в областной фонд поддержки Вооруженных сил Украины – уже направили туда три миллиона гривен. Еще около миллиона-полтора предоставили напрямую некоторым военным частям.

– Какие новые проекты в сфере социальной поддержки или бизнеса планирует реализовать громада?

– В направлении экономического роста сейчас работаем над созданием системы мелиорации в нашей громаде. Хотим обеспечить отдельные территории техническим водоснабжением для увеличения урожаев и, конечно, поступлений от уплаты налогов. Это также даст возможность расширить сферу деятельности – чтобы строились теплицы, чтобы малый и средний бизнес мог этим пользоваться.

Мелиорация нужна даже на небольших участках. Если фермер имеет 10-20 гектаров, то все мы понимаем: при наличии полива урожайность может быть в пять раз выше, чем без него. В этом направлении движемся.

Что касается социальной сферы – постоянно работаем над новыми проектами. Сейчас запускаем детский дом семейного типа. Ищем семью, которая бы хотела получить дом и проживать в нем вместе с десятью детьми.

А еще мы выиграли конкурс и в этом году начнем реализацию большого реабилитационного центра на базе нашей больницы. Он будет создан за средства Европейского инвестиционного банка и при софинансировании громады. Он будет оказывать помощь ветеранам, жителям не только нашей громады, но и соседних, а также части жителей города Запорожье.

– Какие сейчас самые большие вызовы для громады?

– Инфраструктурные, экономические и демографические. Пожалуй, это основное. Со всем остальным мы справимся.

– Какие у вас планы по дальнейшему развитию громады? Каким видите путь восстановления после войны?

– Конечно, чтобы говорить об экономическом росте, дальнейшем развитии и привлечении инвестиций, нужна стабилизация ситуации в стране. Мы уже сейчас работаем в этом направлении, но из-за ограничений по безопасности это очень сложно. Нужно, чтобы остановились боевые действия, чтобы наступила победа – тогда можно будет более предметно об этом говорить.

Но в планах у нас еще до войны, и сейчас остается – это создание индустриального парка. У нас есть под него территория, и мы считаем это одним из толчков для экономического развития нашей громады.

Это будет и увеличение налогов, и новые рабочие места, что, соответственно, улучшит демографическую и экономическую ситуацию. Появится больше средств на инфраструктурные проекты. В этом направлении мы тоже работаем.

Текст – Александр Носок, фото – Широковская территориальная громада


Читайте також:

Oтримуйте нoвини швидше з дoпoмoгoю нaшoгo Telegram-кaнaлa: https://t.me/onenews_zp

Підписуйтесь нa «Перший Зaпoрізький» в Instagram!

Exit mobile version