Site icon Первый Запорожский

От мечты к реальности: как педагог Анна Горбач создала собственный Вальдорфский детский сад

Поиск среды, где дети смогут расти счастливыми и свободными, привел Анну Горбач к созданию собственного Вальдорфского детского сада в Запорожье.

Благодаря грантам, обучению и поддержке сообщества она смогла превратить идею в реальность и теперь развивает пространство, где детство живет в ритме игры, искусства и природы.

Подробнее о пути педагога – в материале «Первого Запорожского».

Как поиск идеального детского сада превратился в собственный образовательный проект

Анна Горбач родом из Крыма и переехала в Запорожье в 2014 году. Имеет образование педагога и психолога, однако долгое время не работала по специальности. Её профессиональный путь начинался после рождения ребёнка. Сначала Анна консультировала беременных и молодых мам в Запорожье, увлекшись темой слингов – специальных тканевых переносок, в которых младенца удобно и безопасно носят на теле.

Поворотным моментом стал поиск детского сада для сына Анны. Женщина случайно узнала о вальдорфской педагогике – альтернативном образовательном подходе, возникшем более ста лет назад в Германии. Его основателем стал философ Рудольф Штайнер, а первая вальдорфская школа открылась в 1919 году. В основе подхода – развитие ребенка через искусство, ритм, природные процессы и свободную игру, а не через раннюю академичность или стандартизированные требования. Дети в таких учреждениях развиваются без чрезмерных нагрузок, в среде, где акцент сделан на их индивидуальном темпе и внутренней мотивации.

Сегодня вальдорфское образование распространено в более чем 60 странах мира – от Европы до Южной Америки и Азии.

«Нашла садик в Запорожье, сначала просто пришли посмотреть, а потом поняла: это – наше, и я хочу, чтобы мои дети росли именно в такой среде. А когда уже началась школа, другого варианта я уже не хотела. Когда началось полномасштабное вторжение, мы с моей коллегой Оксаной начали думать, как создать собственное пространство – сначала для своих детей», – рассказывает Анна.

Для создания собственной школы женщины прошли официальное сертифицированное обучение в Киеве в онлайн-формате и получили дипломы вальдорфских педагогов: Анна – как учитель, Оксана – как воспитатель.

Программа обучения у Анны длилась три года и охватывала курсы начальной, средней и старшей школы.

Создать вальдорфскую школу было слишком сложно: для каждого класса нужен отдельный учитель и соответствующая зарплата, а при малом количестве детей стоимость обучения становится слишком высокой. Поэтому они решили начать с садика.

Финансовая поддержка помогла развить собственное дело

Идея искать грантовую поддержку появилась благодаря Оксане, которая первой предложила посмотреть в сторону финансирования для образовательных проектов. После короткого ознакомительного курса о том, что такое гранты и как они работают, Анна начала следить за возможностями на портале «Гурт».

В апреле она увидела объявление о второй волне в проекте «Финансовое и организационное развитие способности активных женщин» («ФОРСАЖ») от общественной организации «УкрПростір», которая предоставляет информационную, консультационную и грантовую поддержку женщинам, оказавшимся в сложной ситуации и нуждающимся в развитии. На тот момент у Анны шёл последний этап обучения вальдорфской педагогике – блок старшей школы. Именно на финансирование этого обучения она и подала грантовую заявку. Благодаря полученным 15 тысячам гривен Анна успешно завершила курс и получила соответствующий сертификат.

Впоследствии, когда начались переговоры относительно помещения для будущего образовательного пространства, Анна рискнула и в этом же проекте ОО «УкрПростір» подала следующую грантовую заявку – уже на развитие бизнеса.

По итогам проекта женщина получила более 55 тысяч гривен – на обустройство детского пространства. За эти средства закупили: матрасы, наматрасники, одеяла и подушки, пледы и полотенца.

Кроме грантового финансирования, участие в проекте предусматривало много обучения, которое Анне очень понравилось: «Когда ты живёшь в своём пространстве, то видишь всё только под одним углом. А подходов к одной и той же проблеме может быть много. Во-первых, нам дают то, в чём ты сам не разбираешься – развитие социальных сетей и ведение бухгалтерии. А во-вторых, общение и нетворкинг открывают глаза: то, что с твоей стороны кажется проблемой, с другой стороны вообще ею не является. Это обновляет мышление, дает другой взгляд. После обучения у меня появилась уверенность: людей, готовых инвестировать в образование детей, достаточно. Просто нужно знать, кто твоя аудитория. Мы и до сих пор общаемся с участницами программы, некоторые уже стали партнерами: заказывали пряники, обсуждаем совместные мероприятия».

Анна планирует и дальше участвовать в грантовых программах. В частности, она рассматривает возможность подать заявку на государственный грант «Собственное дело». Важнейшая текущая потребность – обеспечить энергетическую автономность пространства. Раньше команда имела в пользовании генератор, но его забрали друзья, которые переехали в Ужгород.

Самой сложной задачей стал поиск помещения. Жилые квартиры не подходили: там всегда есть чужая мебель, отделка и неподходящий стиль для вальдорфского подхода, который ценит натуральность, простоту и эстетику, это принципиально.

Решение появилось этим летом: Анне предложили в аренду дом. Его построила вальдорфская семья, которая воспитывала своих троих детей по этой методике. Они специально создавали пространство – с натуральными материалами, мягкими формами и теплой, домашней средой. Когда семья решила уехать из страны, они не хотели передавать свой дом случайным людям.

Дом оказался идеальным. Даже территория вокруг не предусматривает стандартных площадок или пластиковых качелей – пространство планируют обустраивать природными элементами: лазейками из дерева или верёвочным городком.

Аренда дома – самая дорогая часть расходов. И именно здесь команду поддержало сообщество: благотворительный вальдорфский фонд «София» взял на себя оплату аренды на протяжении полугода. Фонд создали организаторы нескольких украинских вальдорфских школ, чтобы развивать это направление в стране.

Вальдорфский садик открыли в начале ноября этого года.

Натуральные материалы, творчество и отсутствие гаджетов: как дети познают мир благодаря принципам вальдорфской педагогики

Основой вальдорфской педагогики является жизнь в природных ритмах. В садике каждый день имеет свой смысл, настроение и деятельность – от живописи до рукоделия или выпекания печенья. Это создает стабильность и помогает детям понимать мир через повторяющиеся, тёплые и понятные ритуалы.

Распорядок дня в вальдорфском саду.

В вальдорфской среде большую ценность имеет свободная игра. Дети могут исследовать пространство так, как им хочется. Если ребёнок на минутку загрустил, это наоборот воспринимается как полезное внутреннее состояние – точка, из которой зарождается собственная инициатива, фантазия и творчество.

«Мы в садике работаем только с натуральными материалами, потому что они сохраняют в себе живую энергию. Растения, дерево, воск – это тёплые, приятные на ощупь вещи, которые будто отдают ребёнку свою силу. Пластик, наоборот, забирает. Дети у нас лепят из воска – он тёплый, послушный, реагирует на тепло рук и наполняет ребенка. А вот старшие дети, которые уже подходят к подростковому возрасту, работают с глиной. Глина холодная, она заземляет и помогает высвободить избыточные эмоции», – рассказывает Анна.

Рисование тоже имеет свои возрастные ритмы. Дошкольники рисуют восковыми мелками и акварелью по мокрой бумаге – это дает мягкие линии и позволяет почувствовать цвет как живую субстанцию. Краски натуральные и используются только шесть основных цветов – без зелёного. Детям показывают, как из этих шести рождаются все остальные оттенки. Это подход, где мир сначала воспринимается в общем, широким мазком, а уже в старших классах детализируется: поэтому и карандаши появляются только в третьем классе.

Музыка тоже вводится постепенно. В садике дети просто развивают слух и ритм, в первом классе к ним приходит флейта, а собственный инструмент они выбирают только в пятом.

В садике особое внимание уделяется единству действий родителей и воспитателей. Если ребёнок во время занятий ищет гномов и маленькие подарки, а дома сталкивается с играми на телефоне или другими цифровыми развлечениями, нарушается целостность воспитательного процесса, что затрудняет формирование последовательного мировоззрения и эмоциональной стабильности. Отношение к цифровым технологиям в вальдорфе – одно из самых заметных отличий.

«Если бы это было возможно – сохранить ребёнка без гаджетов хотя бы до 14 лет, это был бы идеальный вариант. Но это невозможно сделать отдельно с одним ребёнком. Это должно быть решение всей семьи: ни папа не сидит в телефоне, ни мама, ни старшие дети. Невозможно ребёнка держать в пузыре без телефона, если вокруг все в экранах. Особенно тяжело в первом семилетии. Когда дети привыкают к мультфильмам – они просто воспринимают готовые образы и получают легкие эмоции. Затем им трудно найти себе занятие в реальном мире: пойти набрать листья кажется скучным. Это быстро превращается в зависимость, и ребёнок теряет интерес к обучению, потому что оно не такое яркое и мгновенное, как гаджеты, – объясняет Анна. – После семи лет дети учатся через авторитет взрослого – учителя или родителей. Но если рядом есть гаджет, именно там появляются настоящие авторитеты. Ребёнок видит, что родители говорят одно, а в интернете всё иначе, и соблазн очень велик. Поэтому главное – это сохранять связь между родителями и ребёнком. Потому что когда у ребёнка есть гаджет, то связь часто возникает именно с ним. А должна быть с родителями».

Поэтому родителей приглашают в процесс: вместе делают игрушки, украшают пространство, проводят совместные мастер-классы по рукоделию. Это не просто сотрудничество, а создание общего мира.

В планах – открыть первую в Запорожье вальдорфскую школу

В дальнейшем Анна мечтает вырастить первый класс именно из воспитанников нынешнего садика, а впоследствии – открыть первую в Запорожье полноценную вальдорфскую школу. Сейчас в детском саду могут принять только 12 детей – это идеальное количество для одной группы, но для школы нужно отдельное, большее пространство.

В развитии женщину очень поддерживает семья: муж берется за технические и организационные задачи, а сын также помогает.

В планах – расширение в разные районы города, ведь в большом Запорожье есть запрос на подобные пространства. Важной составляющей развития является участие самих родителей. В мире вальдорфские учреждения часто создаются именно как инициативы сообществ, где семьи активно участвуют в формировании среды, помогают, поддерживают и растут вместе с детьми.

Для Анны Горбач этот путь суммируется простой мыслью: «Из счастливых детей вырастают счастливые взрослые». Она верит, что если дать ребёнку возможность прожить детство в своём темпе, он вырастет человеком, который будет любить жизнь.

Текст – Анастасия Заводюк, фото автора и из архива Анны Горбач


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

Exit mobile version