Первый Запорожский

Обучение, путешествия и международные проекты: как запорожская студентка провела семестр в одном из лучших университетов Хорватии

Студентка факультета истории и международных отношений Запорожского национального университета (ЗНУ) Ангелина Образцова открыла для себя новые горизонты благодаря программе Европейского Союза Erasmus+.

Первая поездка за границу в феврале 2024 года стала для нее не только учебным опытом, но и испытанием самостоятельности, организованности и коммуникативных навыков. В течение семестра в Загребском университете в столице Хорватии она совмещала учебу с путешествиями, работала над международными проектами и углубляла знания английского языка. Вернувшись домой, она активно применяет приобретенные навыки в Запорожье, вдохновляя молодежь на участие в международных программах.

О пути Ангелины Образцовой и ее обучении за рубежом – в материале «Первого Запорожского».

Запорожская студентка получила возможность бесплатно учиться в одном из старейших и лучших университетов Хорватии

Ангелина Образцова впервые получила приглашение на обучение за рубежом по программе Erasmus+ от своего куратора. Поскольку появились свободные места и квота именно для ее специальности – международные отношения и история. Этот звонок стал поворотным моментом. До этого куратор советовал студентам сделать загранпаспорт и изучать английский язык: Ангелина уже стояла в очереди на получение документов.

Студентка третьего курса факультета истории и международных отношений Запорожского национального университета Ангелина Образцова открыла для себя новые возможности благодаря программе Erasmus+.

Когда она согласилась, пришло осознание большой ответственности. Ведь было необходимо не только подготовить документы и наладить коммуникацию с иностранным координатором, но и усиленно совершенствовать знания языка. Хотя Ангелина изучала английский всю жизнь, она полгода занималась с репетитором до отъезда, понимая, что едет учиться и представлять свою страну за границей.

Для участия в программе Erasmus+ студентам необходимо собрать определенный перечень документов: резюме в форме CV, оценки за полгода или год обучения, сертификат по английскому языку (ЗНУ предусматривает возможность бесплатно сдать тест по английскому в собственном Центре интенсивного изучения иностранных языков), также желательно указать свои научные достижения или активности.

Учиться, путешествовать, открывать мир: программа академической мобильности позволяет совмещать развитие и увлечения

В феврале 2024 года Ангелина поехала учиться в Загребский университет, расположенный в столице Хорватии. Она училась на факультете политических наук. Как отмечает девушка, учебная программа была очень широкой и обширной, охватывая не только политологию, но и смежные дисциплины: экономику, журналистику и коммуникации, урбанистику.

«На урбанистике было очень интересно, потому что предмет оказался совсем ненапряженным. Мы больше общались и работали над финальным проектом. Например, наше задание касалось киосков, расположенных по всему городу: мы анализировали, как они влияют на коммуникацию между жителями. Хотя это почти не имело отношения к политологии, – рассказывает студентка. – Мы привыкли, что политология или международные отношения – это обязательно история, войны, анализ политических процессов. А там предмет выглядел скорее как вводный и очень широкий курс, чтобы дать базовое понимание, а уже потом переходить к более узким и специализированным политологическим дисциплинам».

У Ангелины во время учебы было немного предметов, всего три. Однако подготовка к семинарам занимала много времени: приходилось читать книги, делать конспекты, готовиться заранее. Расписание было довольно удобным: занятия проходили в понедельник, вторник и среду, а остальные дни оставались свободными для самостоятельной работы.

«В целом три предмета не были сложными. Но, например, экономику в Хорватском университете я изучала уже на уровне магистратуры. Хотя я была студенткой бакалавриата, количество кредитов (единица измерения учебной нагрузки студента, – прим.) в нашей программе совпадало с магистерской. Поэтому мои одногруппники там были старше – в основном 23–25 лет. Несмотря на это, учиться было не слишком сложно», – говорит Ангелина.

Самым сложным оказался период адаптации. Сначала было трудно сосредоточиться и понимать английский язык, особенно на лекциях. Постепенно стало легче, но проблемой оставалось понимание специализированных терминов по экономике и ответы преподавателям.

Для Ангелины напряженным оказался период экзаменов. В то же время именно это она считает одним из преимуществ программы: можно заранее составить график на месяц, совмещать учебу с путешествиями и новыми впечатлениями.

Система vs. гибкость: особенности организации обучения в Хорватии

Учебный процесс в Хорватии существенно отличается от украинского. По словам Ангелины, украинская система образования больше ориентирована на студентов, тогда как зарубежная – на профессоров. Там ценят четкость, перечень заданий и строгие дедлайны: студент получает конкретный перечень работ, которые должен выполнить в определенный срок.

Если задание выполнено плохо, оценка остается низкой и дополнительных возможностей повысить или устно доказать знания не предусмотрено. Единственный выход – пересдача, но даже в этом случае, если предмет сложный, студентам иногда приходится тратить дополнительные годы обучения, чтобы закрыть зачеты по неуспеваемым предметам.

«У нас система более гибкая и подстраивается под студента. Ты понимаешь, какие задания должен выполнить, но в то же время преподаватели подбадривают твою инициативу. Если хочешь сделать хорошую презентацию, доклад или научную работу, они мотивируют это делать, – объясняет Ангелина. – На нашем факультете очень хорошие отношения со всеми преподавателями: нет проблем в коммуникации, даже если возникают жизненные трудности или пропуски пар. Преподаватели поддерживают твое желание учиться, и это, мне кажется, очень важно. За рубежом все более системно: преподаватели работают в строгих рамках, а у нас обучение больше основано на коммуникации и гибкости».

Ангелина делится, что больше всего ей нравились большие учебные проекты. В Хорватии она работала над двумя такими задачами.

Первый длился почти два месяца и был посвящен теме дезинформации и пропаганды. Вместе с командой они исследовали, как распространяется российская пропаганда в мировых медиа. Для нее это стало настоящим открытием: масштабы влияния оказались гораздо больше, чем казалось раньше.

Ангелина работала над двумя масштабными проектами и хотела бы внедрить такую практику в украинских университетах.

Второй проект был более интенсивным и длился всего две недели. Ангелина выполняла его в команде с ребятами из Испании и Турции, а также с девушкой-студенткой из другой страны. Несмотря на сжатые сроки, работа оказалась динамичной и полезной.

После этого опыта она начала думать, насколько полезно было бы внедрить подобную практику в украинских университетах. По ее мнению, крупные междисциплинарные проекты могли бы даже частично заменить некоторые экзамены. Это позволило бы студентам не просто заучивать материал, а проводить собственные исследования на интересные для них темы. Важным было бы также привлекать к совместной работе студентов разных специальностей.

«Студенты учились бы ответственности за свою часть работы, понимали бы важность собственного вклада. Ведь очень часто бывает, что проект выполняют только несколько человек, а остальные остаются в стороне. А вот такие задачи мотивировали бы всех участвовать и одновременно формировали бы ценные научные результаты», – объясняет Ангелина.

Что дает обучение за рубежом: английский, коммуникация и самостоятельность

Ангелина считает, что главная цель программы Erasmus+ прежде всего – развитие личности каждого участника программы академической мобильности: «Надо осознать: мир открыт, все возможности для тебя доступны. Если хочешь чего-то достичь, нужно работать и двигаться к цели. Никто не стоит против тебя и не пытается ухудшить твои планы – все зависит от твоих усилий. Самое главное – развивать себя как личность, улучшать себя и ставить цели в жизни, а затем идти к их достижению».

Благодаря программе Erasmus+ наиболее важным приобретенным профессиональным навыком для Ангелины стал английский язык. По ее словам, обучение выходит за пределы учебников и грамматики: настоящее освоение языка происходит через живое общение.

Также прогресс был достигнут в сфере коммуникации. Ангелина научилась не стесняться знакомиться первой, представлять себя, рассказывать о своих планах, увлечениях и личности в целом. Сейчас ей легче начинать общение с кем-либо: в магазине, с преподавателем, с другими студентами, во время путешествий за границу. Это, по ее словам, помогло преодолеть застенчивость и выходить из зоны комфорта, когда нужно действовать для достижения цели.

Она также отмечает, что пребывание за границей повысило ее амбиции. Наблюдая за жизнью людей в Европейском Союзе, она почувствовала мотивацию развивать Украину и привлекать молодежь к международным программам, чтобы как можно больше украинцев, в частности из Запорожья, узнали о возможностях для обучения и обмена опытом.

Кроме того, обучение за границей, по мнению Ангелины, сделало ее более самостоятельной. Она научилась организовывать быт, покупать продукты, оплачивать проживание и вести повседневную жизнь без посторонней помощи. Вернувшись домой в Украину, она почувствовала желание продолжать двигаться самостоятельно и амбициозно, реализовывать собственные планы и профессионально развиваться.

Опыт обучения за рубежом – для развития Запорожья

Вернувшись из Хорватии, Ангелина активно сосредоточилась на развитии в Запорожье и международной деятельности. Кроме того, после Erasmus+ она активно участвует в краткосрочных международных обменах: уже посетила Молдову (дважды), Германию и Литву.

Она работает менеджером по региональному развитию в коммунальном учреждении «Институт развития города Запорожья» Запорожского городского совета. Основной задачей Института является поддержание коммуникации с международными партнерами и привлечение гуманитарной помощи.

Также Ангелина является председателем коммуникационного сектора ОО «Студенчество», которая была основана в декабре 2023 года. Общественная организация сосредотачивается на историческом, культурном и политическом образовании для молодежи. В частности, проводит мероприятия, объясняя молодым людям, как работают органы местного самоуправления и как писать электронные петиции.

В рамках партнерства с проектом «Молодежная столица Европы» в Запорожье Ангелина читала лекцию о евроинтеграции и международных возможностях.

Студентка уже готовит документы на второе обучение за границей, которое должно состояться в следующем семестре (с февраля по июль 2026 года). Она выбирает между Хорватией, которую называет своей первой любовью, и Германией. Девушка стремится использовать как можно больше возможностей, ведь приближается четвертый курс и дипломная работа.

Студентам, которые только планируют участвовать в таких программах, Ангелина советует прежде всего не бояться. По ее словам, выход из зоны комфорта может быть сложным, однако это открывает уникальный и неповторимый опыт, который невозможно повторить ни с кем другим, ни в других условиях. Она отметила: даже если студент боится не сдать английский или имеет сомнения относительно путешествия и маршрута, времени для подготовки достаточно – после подтверждения участия есть полгода на то, чтобы все организовать.

Вторым важным советом она назвала активное общение с максимальным количеством студентов за рубежом. Она отметила, что стоит выходить из своей зоны комфорта и общаться на английском не только с украинцами, но и с другими участниками программы. Это, по ее мнению, помогает строить будущие коммуникации, находить друзей и даже потенциальные профессиональные возможности за рубежом, ведь люди запоминают ответственных и целеустремленных студентов.

Третий совет касается возвращения домой: не следует скрывать свой опыт, а наоборот – делиться им с друзьями, одногруппниками или молодежными активистами.

«Это очень важно, чтобы молодежь Украины могла представлять нашу страну. Нужно активно общаться с как можно большим количеством людей, агитировать и пропагандировать возможности за рубежом», – подчеркивает девушка.

Для Ангелины Образцовой международная мобильность и волонтерская деятельность в Запорожье – это путь к постоянному развитию. Она отмечает, что информационно поддерживать и распространять такие возможности среди молодежи чрезвычайно важно.

***

Erasmus+ – программа Европейского Союза в сфере образования, профессиональной подготовки, молодёжи и спорта. Она направлена на поддержку личностного и профессионального развития людей как в пределах ЕС, так и за его пределами. Её задача – способствовать устойчивому экономическому росту, созданию качественных рабочих мест, социальной сплочённости, развитию инноваций, а также укреплению европейской идентичности и активного гражданства.

Программа предоставляет возможности обучения, стажировки, академической мобильности, а также поддерживает молодёжные инициативы, партнёрства и профессиональные сети.

За более чем 30 лет Erasmus+ помогла более чем четырём миллионам студентов получить международный опыт. В период 2021–2027 годов её бюджет превышает 28 миллиардов евро, а украинские организации могут участвовать в 40 конкурсах.

Текст – Анастасия Заводюк, Андрей Вавилов, фото из архива Ангелины Образцовой


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

Exit mobile version