Первый Запорожский

Атаки дронами, проблемы с водой и нашествие саранчи: как Кушугумская громада в Запорожье противостоит вызовам войны (ИНТЕРВЬЮ)

Кушугумская громада, в состав которой входят поселки Балабино, Малокатериновка и Кушугум, расположена в пригороде Запорожья. В последние месяцы она все чаще страдает от вражеских атак: оккупанты обстреливают территорию управляемыми авиабомбами и применяют ударные дроны, которые атакуют мирных жителей, заставляя их жить в постоянном страхе. В результате обстрелов повреждено более 600 домов, часть из них полностью разрушена.

К военным проблемам добавились экологические вызовы: исчезновение поливной воды, перебои с питьевой водой после подрыва Каховской ГЭС, а также нашествие саранчи, которая уничтожает урожаи местных фермеров.

Несмотря на сложные обстоятельства, громада демонстрирует стойкость и продолжает развиваться. Здесь предоставили приют более трем тысячам переселенцев, открыли подземную школу на тысячу детей, а также активно реализуют государственную программу «еВідновлення». Кроме того, громада инициирует новые социальные проекты и ищет партнеров для восстановления.

О жизни неподалеку от фронта, адаптации к новым реалиям и планах на будущее «Первый Запорожский» пообщался с председателем Кушугумского поселкового совета Владимиром Сосуновским.

Российские военные атакуют Кушугумскую громаду авиабомбами и дронами с прикрепленной взрывчаткой

– Как изменилась интенсивность обстрелов в Кушугумской громаде за последние месяцы?

– Если оценивать по десятибалльной шкале, то интенсивность обстрелов сейчас на уровне восьми баллов. Она растет – и в пределах громады, и за ее пределами. Недавно было очень громко, часть Кушугума временно осталась без электроэнергии.

Председатель Кушугумского поселкового совета Владимир Сосуновский.

– Какие населенные пункты громады больше всего страдают от российских атак?

– По географическому расположению – это населенные пункты от Запорожья в сторону фронта: Балабино, Кушугум, а больше всего – Малокатериновка. Она расположена в 500 метрах от села Приморское Степногорской поселковой громады. Их активно обстреливают, и снаряды долетают до нашей Малокатериновки. 20 июля туда попала управляемая авиабомба (КАБ). Около 10 домов получили повреждения разной степени: разбиты крыши, окна, двери.

– Чем обычно наносят удары?

– Управляемыми авиационными бомбами. Также большой процент составляют FPV-дроны, к которым крепят взрывные устройства. Их почти ежедневно запускают по автомобилям и жилым домам. За последние два месяца их использование значительно активизировалось. Наши военные пытаются сбивать их с помощью средств радиоэлектронной борьбы. Ежедневно сбивают по два-три дрона. Некоторые из них взрываются на дорогах или возле дворов – у людей вылетают окна от взрывной волны. Попадают и в дома, и в автомобили — как военных, так и гражданских.

– Как местные жители реагируют на эту угрозу?

– Так же как и мы. Сидим, работаем – а даже в поселковом совете нет укрытия. Сейчас установили укрытие в ста метрах – нам его предоставил Красный Крест. Оно рассчитано на 10 человек и стоит на остановке в общественном секторе. Но чтобы туда добраться, надо еще добежать. Люди в основном надеются на Бога и на Вооруженные силы Украины.

С начала полномасштабной войны в громаде погибли четыре гражданских, двое детей получили инвалидность на всю жизнь

– Сколько домов было повреждено и разрушено от 24 февраля 2022 года?

– Мы ведем отчетность за весь период. Более 600 домов получили повреждения различной степени. Шесть домов полностью уничтожены. Еще 10 – в таком состоянии, что не подлежат восстановлению. 550 частично восстановлены: заменили окна, крыши. У нас активная работа по этому поводу.

Сначала больше всего страдали Малокатериновка, Балабино, потом – Кушугум. После того, как наши военные отодвинули врага дальше, под обстрелы в основном попадает Малокатериновка. Но FPV-дроны долетают и до самого центра Кушугума. Это, конечно, беспокоит, потому что ездят маршрутные автобусы, полные людей, которые возвращаются с работы. Но пока, слава Богу, все нормально.

– Сколько компенсаций за поврежденное или разрушенное жилье уже выдано в громаде, и на какую сумму?

– Мы помогаем людям, предоставляя акты обследования. Их получили те, кто обращался – вот у нас зафиксировано 600 повреждений, и на каждый случай мы выдали акт. Но степень повреждений разная: кто-то получил компенсацию на установку окон, кто-то – на ремонт крыши. Знаю, что примерно шесть-восемь человек смогли приобрести себе новое жилье по сертификатам в рамках государственной программы «єВідновлення».

– Какое количество жителей погибло или пострадало из-за российских обстрелов в вашей громаде с начала полномасштабной войны?

У нас погибло четверо гражданских. Двое детей получили инвалидность на всю жизнь. Один ребенок погиб в результате российского артиллерийского обстрела детской площадки. Примерно 100 человек обращались в больницу после обстрелов имели ранения различной степени.

– Сколько укрытий есть в вашей громаде и каково их состояние? Хватает ли жителям укрытий?

Так сложилось, что еще с советских времен на территории громады не было никаких укрытий. Здания, которые имеем школы, садики построены без подвалов. Но сейчас мы уже имеем многофункциональное помещение двойного назначения это школа-укрытие в Балабинской гимназии «Престиж», рассчитанная на тысячу детей. В Кушугумской гимназии «Интеллект» обустроили самое простое укрытие его тоже используют и как учебное пространство, и как хранилище. А сейчас в центре Кушугума установили мобильное укрытие возле остановки, потому что именно там обычно больше всего людей.

С началом жары в громаде возникают постоянные перебои с водой: проблема водоснабжения не решится до окончания войны

– Какова сейчас численность населения в громаде? Насколько она изменилась по сравнению с довоенным временем?

Точно сказать не могу. Понимаете, вчера был обстрел сегодня вижу, что людей стало меньше, машин мало. Значит, ночью они выехали куда-то. Потом через несколько дней, когда становится тише, возвращаются. Думаю, что в целом с начала широкомасштабной войны выехало примерно 30-35% населения.

– Сколько переселенцев приняла ваша громада?

Более трех тысяч.

– Расскажите, как в Кушугумской громаде происходит интеграция переселенцев в местное сообщество. Есть ли какие-то специальные программы или инициативы для адаптации?

Нам активно помогают благотворительные фонды и организации. Кроме гуманитарной помощи, люди получают психологическую поддержку, проходят профориентацию. Мы также привлекаем их к обучению в университетах и техникумах для перепрофилирования. Сейчас действуют интересные программы, которые компенсирует государство. То есть мы постоянно работаем с людьми, направляем их.

– А какие трудности возникают?

Переселенцы активно перемещаются. Кто-то уже нашел работу здесь и работает. Например, у нас в органах местного самоуправления работают десять переселенцев кто-то уже два года, кто-то год, кто-то полгода. Есть люди из Васильевки, Мариуполя, Мелитополя. Они включились в жизнь громады и работают.

– Как изменилась ситуация с водой в Кушугумской громаде после подрыва Каховской ГЭС?

Ситуация, конечно, изменилась. Точка подачи воды это поселок Балабино, где расположена опытная станция. Оттуда вода поступала в насосный цех водоканала, а дальше по центральной трубе по всем улицам до Малокатериновки. Это около 15 километров. Всего по территории громады имеем около 103 километров водопроводных сетей. Когда начинается жара, то с поставками воды начинаются перебои и не только в верхних частях Кушугума или Малокатериновке, а даже в самом Балабино, потому что падает давление.

До подрыва Каховской ГЭС Кушугум был обеспечен поливной водой почти на 80%, сейчас осталось где-то 20%. Насосные станции полностью высохли подключить их невозможно. А Малокатериновка была на 100% обеспечена поливной водой из Каховского водохранилища. Там была построена серьезная мелиоративная система полива. Люди почти ежедневно поливали овощи, проблем не было. Но уже два года ни одна насосная станция не работает, потому что все высохло. Каховского водохранилища нет, воды из реки Конка тоже. Это огромная проблема.

Сейчас люди используют питьевую воду для полива, поэтому ее не хватает. И этот вопрос не решится, пока не наступит мир. Тогда уже нужно будет принимать решение, как организовывать систему полива. Скорее всего, будет индивидуальный подход через скважины, кооперативы. Централизованно подать такое количество воды нереально.

– Каково состояние малых рек в вашей общине? Фиксируется ли мор рыбы в водоемах?

Да, мор рыбы есть. Особенно там, где мелководье рыба, которая не успевает выйти, просто задыхается. Это фиксируют соответствующие комиссии. Нам звонят, сообщают. Мы заключили договоры с организациями, которые должны заниматься утилизацией, но пока реализовать это не удалось. Часто приходим утром, а рыбы уже нет. Скорее всего, ее растаскивают животные. Потому что сейчас к нам из зоны боевых действий, с «нуля» переселилось столько животных: лисиц много, зайцы бегают под ногами. Кого здесь только нет. Возможно, эти животные и забирают рыбу.

Местные фермеры теряют урожай подсолнечника из-за нашествия саранчи: поражено уже 30% посевов

– В июле Кушугумская громада столкнулась с настоящим нашествием саранчи. Расскажите, какая сейчас ситуация.

Ситуация ухудшается, потому что саранчи становится просто миллиарды. За неделю они выросли в размере с двух до шести-семи сантиметров. Летают, как птицы. Над общиной, над поселком облака саранчи целый день кружат, не садятся. О таких я не знаю, ученые что-то скажут нам, но пока никто ничего не говорит. Они сейчас активно размножаются. Говорят, уже и до центра Запорожья долетают. Хуже всего то, что у фермеров на посевах подсолнечника саранча сидит черными тучами уже примерно на 30% посевов. Сегодня в Балабино настоящее нашествие.

– Какие меры проводят для борьбы с саранчой? Удается ли ее уничтожать?

Мы обрабатываем территорию громады вручную — все места, где скапливается саранча. Но эффект минимальный: погибает примерно 10% насекомых. Фермеры приходят, опрыскивают поля часть саранчи погибает, но уже через два-три дня прилетает новая. Проблема в том, что без специальной техники здесь не обойтись. Подсолнечник уже вырос высотой примерно 1,30 метра, и вручную его не обработаешь. Нужна спецтехника высотой 1,5-2 метра. А обычная сельхозтехника просто поломает урожай, если заедет на поле.

– Расскажите, как в Кушугумской громаде организован образовательный процесс и как учебные заведения адаптируются к условиям войны.

У нас смешанная система обучения как онлайн, так и офлайн. В Балабинской гимназии «Престиж» дети учатся в новой подземной школе двойного назначения это и учебное заведение, и гражданское укрытие. Там занимаются около 600 детей в две смены. В Кушугумской гимназии в 2024 году обустроили простое укрытие сейчас там офлайн учится 150 учеников.

– Какую поддержку оказывает громада Вооруженным силам Украины?

Мы являемся лидерами в области по объему помощи армии. Возможно, после города Запорожье за него не могу говорить. Но среди громад мы на первом месте. В 2024 году выделили на нужды ВСУ 45 миллионов гривен. В этом году уже передали военной администрации 17,7 миллиона, а еще на 5 миллионов закупили специализированную технику. Всего за два года 2024-й и 2025-й мы предоставили Вооруженным силам почти 70 миллионов гривен.

От потери международных программ к новым проектам: о партнерствах и социальных инициативах

– Как закрытие программ Агентства США по международному развитию (USAID) сказалось на развитии вашей громады?

Конечно, это ощутимо. Наша громада всегда была активной в международном сотрудничестве, донорских программах, различных проектах мы участвовали в инициативах Mercy Corps, USAID АГРО, USAID DOBRE. Очень жаль, что все эти программы просто исчезли.

Мы много над ними работали. Например, в рамках проектов USAID АГРО и Mercy Corps планировали создать тепличный комплекс для поддержки местных фермеров. Уже были пробурены скважины. Программа тогда еще официально не была закрыта, можно было все реализовать. Но почему-то все затянули и программы уже нет. А фермеры потратили средства.

– Удается ли налаживать новые связи с международными партнерами или фондами по развитию громады?

Да, наша громада была отобрана для участия в конференции Ukrainian Recovery Conference 2025, которая проходила в Риме. На прошлой неделе я принимал в ней участие как представитель громады и презентовал четыре проекта. Мы уже подписали предварительный договор с агентством «Украина-Италия» и одной из ассоциаций. Сейчас ведем переговоры с двумя громадами и специалистами о подписании меморандума о сотрудничестве в сфере защиты детей. Речь идет о программах поддержки детей, которые они планируют реализовать у нас.

Кушугумская громада представила свои проекты на конференции Ukrainian Recovery Conference 2025 в Риме.

Кроме того, обсуждаем хороший проект передвижной мобильный комплекс для раздельного сбора мусора. Надеемся, что нам удастся реализовать эту инициативу, и громада получит собственную сортировочную линию, которая будет приносить прибыль как бюджету, так и громаде. И, что важно, сделает окружающую среду чище.

Мы уже начали эту программу: закупили контейнеры для раздельного сбора мусора и установили их в каждом населенном пункте. Это делается прежде всего для того, чтобы дети привыкали к сортировке и сами хотели это делать. Чтобы дома говорили родителям: стекло, бумага, металл все нужно складывать отдельно, как это происходит в цивилизованных странах. Я верю в будущее наших детей и мы движемся в этом направлении.

В населенных пунктах громады установили контейнеры для раздельного сбора мусора.

– Какие еще новые проекты в сфере социальной поддержки или бизнеса планируют реализовать в громаде?

Сейчас мы активно сотрудничаем с фондом Говарда Баффета, который оказывает гуманитарную помощь. Я лично ездил и подписывал меморандум с сельскохозяйственной программой фонда «Жатва победы». Наши фермеры получили поддержку им передали комбайн New Holland, трактор и сеялки этой же марки. Они объединились в кооператив, вместе скидываются на топливо, обрабатывают землю и продолжают засевать свои поля.

– Каким вы видите путь восстановления громады после войны? Что, по вашему мнению, нужно будет сделать?

На самом деле то, что, по моему мнению, нужно делать мы уже делаем. Активно сотрудничаем с другими громадами. Еще в 2022 году в рамках программы «Бок о бок» подписали меморандумы с тремя громадами с запада Украины. Они помогли нам с оздоровлением детей принимали их на отдых у себя. В частности, это Довжанская община на Закарпатье и Верховцевская община из Днепропетровской области. Также привлекаем наших детей к спортивным мероприятиям на безопасных территориях этих общин.

В рамках программы «Бок о бок» Кушугумская громада наладила сотрудничество с громадами из других регионов Украины, которые организовывают отдых для местных детей. Более 100 юных жителей уже побывали на двухнедельном оздоровлении.

Сейчас у нас уже пять подписанных меморандумов с громадами из разных регионов из Умани, Гайворона, Подберезцовской громады во Львовской области, Оржицкой громады на Полтавщине. Готовим шестой с громадой Александрии на Сумщине. Между нами сложились дружеские отношения, и более 100 наших детей уже побывали на двухнедельном оздоровлении.

Отдельно работаем над проектами экономического развития. Присоединились к «Соглашению мэров» по энергоэффективности. Сейчас разрабатываем энергоэффективный паспорт громады. Также обновили стратегию развития, которую признали одной из лучших в области. Мы презентовали ее в Чехии в рамках сотрудничества. Подписали двусторонний договор и движемся в направлении энергоэффективности и развития «зеленой громады». Это те вопросы, которые будут важными после войны. Но мы не ждем работаем уже сейчас и видим реальные результаты.

Текст – Александр Носок


Читайте также:

Получайте новости быстрее с помощью нашего Telegram-канала: https://t.me/onenews_zp

Подписывайтесь на «Первый Запорожский» в Instagram!

Exit mobile version