"Запорожэлектротранс" завысил стоимость ремонта трамвая
На последнем заседании депутатской комиссии по жизнеобеспечению директор коммунального предприятия «Запорожэлектротранс» пришел просить у депутатов деньги на ремонт трамваев. С ходу Юрий Папач заявил, что у него есть уникальная идея, как из старого трамвая сделать «новый» всего за 6 миллионов гривен.
Чиновник заявил, что для депутатов это выгодное вложение, ведь деньги, которые депутаты выделят на КП уйдут на заработную плату, рабочие места и т.д. Депутатов слегка смутило соотношение цены и количества: 1 трамвай = 6 миллионов. А не много ли это?
Но Юрий Папач сразу же разуверил ошарашенных депутатов и заявил, что цена нового трамвая колеблется в районе 15-18 миллионов гривен.
— Мы намерены делать капитальный ремонт трамвая с новым кузовом. Это будет абсолютно новый транспорт, с транзисторной системой управления, рекуперацией, обновленным салоном, пультами управления, современными дверьми, электронным приводом, — прокомментировал Юрий Папач.
Чиновник заверил, что стоит им только подготовить пробный вариант, как город убедится, что можно вкладывать деньги в капитально-восстановительный ремонт.
Оказывается, «Запорожэлектротранс» намерен сотрудничать с чехами и использовать технологию начала 2000-х годов. Как отмечают эксперты, предприятие несколько завысило стоимость ремонтных работ в среднем по Украине, но на отечественном рынке альтернативой может быть только новый вагон К1М, за который производитель Татра-Юг хочет 13 миллионов гривен. Это наиболее бюджетный вариант, при этом чисто технически и по количеству низкого пола разницы не будет.
Не без ложки дегтя
Мы обратились за помощью к экспертам и попросили их отметить плюсы и минусы предложения «Запорожэлектротранса» по капитально-восстановительному ремонту с новым кузовом.
— Действительно будет полунизкопольный трамвай, с «корытом» в средних дверях. Действительно будет новый кузов. Относительно закупки нового К1М — это не дорого, а суть та же. На вагоне будет современное чешское электрооборудование. В чем минусы? Это будет капитально-отремонтированный, а не новый вагон. Кроме того, тележки старые, а это важная часть трамвая, — отмечает эксперт по вопросам общественного транспорта Иван Черныш.
Примечательно, что кузов варится не в условиях трамваестроительного завода (как обычно), а полукустарно собирается на базе местного депо. Соответственно итоговое качество не больно высокое.
Также эксперты отмечают, что такой капитальный ремонт будет идти очень медленно — на один вагон может уйти по пол года, а то и больше, и все для того, чтобы получился один показушный вагон.
Как альтернатива: есть два способа. Во-первых, все-таки приобрести новый трамвай К1М от Татра-Юг. В прошлом году этот транспорт приобретали в Одессе, Киеве и Мариуполе.
— По сути всё то же самое, корыто в средней двери и только сам по себе вагон новый на новых тележках. Кроме того, вместо чешского электрооборудования Татра-Юг применяет систему управления КПТТ, которую делают в Запорожье, — рассказывает Иван Черныш.
Второй вариант – это закупка б/у трамваев по аналогии с нашими троллейбусами. Трамваи «сэкон-хенд» успешно используют в Киеве. За этот год проведено уже 35 капитальных ремонтов из 50 запланированных с заменой трамвая на аналогичный из Чехии. В Харькове уже около 30 вагонов, в Каменском — 4 вагона.
Схема простая: на восстановление уходит наш вагон, а в замен приходит вагон из Чехии после ремонта. Цена вопроса в Киеве — порядка 1.5 миллиона гривен. Кроме того, сейчас к активному сотрудничеству подключается и Мариуполь, который хочет поменять 15 вагонов.
Если брать цену такого старого вагона в 1.25 млн, то за стоимость одной модернизации можно притащить 5 б/у вагонов. Разница будет в электрооборудовании и отсутствии низкого пола.
А как у них?
Мы проанализировали цены на вагоны в РФ (так как в Белоруссии подобные тендеры засекречены, а в ЕС цены очень высокие).
Россия, трамваи 71-911 Одиночный, 100% низкого пола.
Ростов на Дону — 16 штук, 524 миллиона 800 тысяч рублей => 13,4 миллионов гривен за единицу
Россия, трамвай 71-623 Одиночный, около 40% низкого пола. Концептуально аналог предложенного кузова, но выполнен более грамотно.
Казань — 10 штук 71-623, 200 миллионов рублей => 8 миллионов гривен за еденицу
Питер так же закладывает цену около 8 миллионов гривен (20 миллионов рублей)
Таким образом, мы в Запорожье имеем цену 6 миллионов гривен за полукустарную модернизацию, в то время как в РФ за 8 миллионов поставляют неплохие современные вагоны.
Кроме того, есть возможность сравнить со стоимостью кузова БКМ-62103
Цена кузова — 9060000 рублей c учётом доставки в Омск (а это немалая сумма), что равно 3,7 миллионов гривен
О самой цене кузова: в Одессе, на опыт которой ссылается Папач, проводился тендер на 5 таких кузовов, их стоимость получилась 3,79 миллионов гривен за штуку.
У нас же чиновники пишут, что стоимость нового кузова составляет 4, 35 миллиона гривен.
Соответственно цена кузова завышена, итоговая цена получается не настолько выгодная.
В целом решение не самое плохое, но и не самое хорошее. Реально что-то лучше в Украине купить нельзя в следствии монополии, но с точки зрения количества интереснее взять 5 б/у вагонов в Чехии, чем вложить 6 миллионов за 1 вагон, на ремонт которого уйдет не менее полугода.
0