USD: EUR:
... в Запорожье
Сортировка отходов, ответственное потребление и здоровый образ жизни: как в запорожской школе детям прививают экологическую культуру

Сортировка отходов, ответственное потребление и здоровый образ жизни: как в запорожской школе детям прививают экологическую культуру

Современные школы не только дают детям базу необходимых знаний по различным дисциплинам, но и воспитывают всесторонне развитую личность. В последнее время особое внимание уделяется экологической культуре. Только сейчас в Украине начинают понимать важность ответственного потребления, сохранения энергоресурсов и гармоничного сосуществования с природой. Эти важные навыки важно развивать с детства.

Как экологическим воспитанием занимаются в Запорожской области, в Мелитопольской общеобразовательной школе I-III ступеней №8, узнаете в этом материале.

В этом году школа №8 Мелитополя стала одним из финалистов конкурса «Мешочек». Это экологический проект, направленный научить осознанному ответственному потреблению и сформировать культуру бережного отношения к окружающей среде. Школьники, используя старые и ненужные вещи, собственноручно шили сумки для спортивной формы, фудбоксов, которые заменили неэкологические пластиковые пакетики. Ученики школы из Запорожской области заняли третье почетное место, подготовив 307 мешочков.

Этот проект был одним из многих, участниками которого стали ученики Мелитопольской школы. Учебное заведение с 2017 года активно развивает экологическое направление и участвует в проектах, направленных на улучшение окружающей среды.

Первым таким масштабным проектом стал Zero Waste School, организованный одним из благотворительных фондов.

«Это сегодня экологическое направление и забота о нашей планете набирает большие обороты и популярность. А в то время, когда город еще не так активно внедрял такие меры, мы были первыми, – вспоминает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Литвиненко. – Мы и раньше сортировали и собирали пластиковые крышечки, но после этого проекта стали еще более активно этим заниматься. Проект предусматривал много мероприятий, которые мы проводили, как в школе, так и для общественности. Кроме того, было важно привлечь СМИ и донести информацию до жителей города. За полтора года Zero Waste School было много результатов. Собирали бумагу на макулатуру, собирали и сортировали пластиковые крышечки для переработки, организовывали уборку близкой к школе территории. Учились этому сами и проводили много тренингов, в частности, для малышей из нашего детского сада, для общины города. Общее количество участников – около 400 человек».

Лучшие участники проекта – 25 школ со всей Украины – выиграли пресс для отходов. Среди них – Мелитопольская школа №8. В школе говорят, эта победа стала импульсом и мотивацией для участия в других экологических проектах.

«Результатом этого проекта стало понимание того, что сортировка необходима. И к этому детей нужно приучать с детства. Дети все переносят в обычную жизнь. Например, проект «Мешочек». Теперь многие дети используют такой мешочек, чтобы уменьшить количество пластика. Аналогично – здоровое питание, занятия зарядкой, сортировка отходов, – говорит Юлия Литвиненко. – Вот так по капельке, не сухими словами на занятиях, а действиями, мы даем понять детям, почему это важно. Показываем мы им то, что нужно нам всем в будущем. Приятно, что родители поддерживают детей и заинтересовываются вместе с ними».

Уже второй год подряд школа №8 Мелитополя работает над проектом Healthy Schools, одним из приоритетов которого является создание безопасной школьной среды.

«Этот проект имеет три направления: физическое развитие, здоровое питание и организация здорового пространства. Последний пункт как раз связан с экологическим воспитанием наших школьников», – рассказывает учитель английского языка Нина Олейник, куратор Healthy Schools.

За год в школе провели 181 активность: по физической активности – 127 мероприятий, по рациональному питанию – 12, а по организации здорового пространства – 42. К проведению активностей в рамках программы HealthySchools привлекли 1155 человек: 564 ученика, 47 учителей, 429 родителей и 115 представителей громады.

«Наши ученики очень активно приобщаются к этим проектам. И не только потому, что это такой проект и нужно его выиграть, а потому что они любят заниматься спортом и делать что-то своими руками. Они с удовольствием включаются в процесс и участвуют. Одно из направлений программы Healthy Schools – здоровое питание. Действительно, на сегодняшний день в мире существует определенный культ экологически чистых продуктов. Наши младшие дети сами выращивали на подоконнике в школе лук и другую зелень, различные полезные травы (мяту, чербец и др.). Старшие и средние классы больше нацелены на физическое развитие, но также активно участвуют во всех мероприятиях, – рассказывает Нина Олейник. – Замечательно, что это у нас в стране началось. Такие проекты – это прекрасная возможность для детей. Они могут самореализоваться, показать себя на всю страну и достичь многого».

Эти проекты – не тот случай, когда детей было нужно заставлять выполнять задания, говорит педагог-организатор Анастасия Попенко. К мерам экологической направленности по собственной инициативе привлекается много учеников.

«Я работаю со школьным самоуправлением и могу сказать, что часто дети сами приходят со своими идеями. Так было с проектом Zero Waste School. Дети очень много предлагают сами, – рассказывает педагог-организатор. – У нас в школе 700 детей, среди которых сразу откликнутся до 100 человек. А потом – по цепной реакции. Если им это стало интересно, если они видят результат, то также присоединяются. Например, мы начали собирать в холле школы пластиковые крышки. Сначала не очень активно пошло. Мы собрали немного и решили с учителем труда сделать коврик. После этого другие дети также увидели, что мы собираем крышечки не просто так, и присоединились. Начали приносить, думать над дизайном будущего коврика, даже ходили обменивались друг с другом идеями, чтобы подобрать нужный цвет. Когда появляется общая цель, дети становятся очень активными».

В Мелитопольской общеобразовательной школе I-III ступеней №8 в 25 классах обучается 700 детей. Профиль обучения – иностранный язык, украинский язык и литература, история и география. Кроме экологических проектов, это заведение – одно из 17 украинских школ, в которых у детей развивают финансовую грамотность. Кроме того, в ООШ №8 дают навыки медиаграмотности и реализуют STEAM-образование.

«Школа должна воспитывать в детях экологическую культуру. Я понимаю экологичность в более широком смысле. Это связано не только с сохранением окружающей среды, экологичность – это умение найти гармонию с природой. В нашей школе мы делаем акцент не только на обучении, но и на формировании необходимых в жизни навыков. Экологичность – это важный навык, который поможет ребенку быть в гармонии с природой, быть ответственным, работать в команде, принимать решения. Мы должны не просто приучить к тому, что выбросить бумажку мимо урны – это плохо. Важно воспитать культуру ребенка на таком уровне, чтобы он и подумать не мог, что можно сделать иначе, – рассказывает директор школы Елена Заменягре. – Экологические проекты, которые мы проводим в школе, по моему мнению, могут помочь развить в человеке необходимые для жизни навыки. Кроме того, такие мероприятия необходимы, чтобы объединить людей».

***

То, что в Украине только начинается, в Европе уже активно реализуют в течение последних десятилетий. В странах ЕС с детства воспитывают в детях ответственное потребление, культуру бережного отношения к окружающей среде и прививают важность энергоэффективности.

Как говорят ученые, сегодня за рубежом активно развиваются как формальное, так и неформальное экологическое образование. В Западной Европе экологическое образование начинается с трех лет. С детства дети в специальных хозяйствах могут общаться с животными и ухаживать за ними. Затем экологическое воспитание детей продолжается в школе. В европейских странах оно направлено не только на формирование чувства любви к природе, но и на эффективное потребление и сохранение природных ресурсов. Речь идет о регулярном сборе и сортировке отходов, сокращении отходов, вторичной переработке и т.п.

Кроме того, малышей еще со школьной скамьи активно приобщают к энергоменеджменту. Например, в Германии утепление домов, регулирование системы отопления, энергоэффективное освещение – это те нормы, к которым приучают с самого детства. Среди школьников назначают ответственных, которые собственноручно регулируют работу термостатов в классах и ищут возможности для сбережения энергии. Потери тепла с помощью учителей и технических работников ищут, используя тепловизор. В результате статистика свидетельствует, что ответственным школьным энергоуправленцам удается уменьшить до 10% расходов на отопление и освещение.

Ответственное потребление в Германии – это еще одна составляющая экологической культуры, над которой работают в местных школах. Причины этого связаны с экономическим развитием страны. Имея лучшие, чем украинцы, финансовые возможности, немцы потребляют гораздо больше товаров. Например, в 2018 году жители ФРГ приобрели новой одежды на 62 миллиарда евро, а каждый житель страны в среднем покупает 60 новых предметов одежды ежегодно. Именно поэтому вопрос ответственного потребления в Германии, возможно, более актуален, чем в Украине. Это часть культуры ответственного гражданина, которая формировалась с детства на протяжении десятилетий.

Текст – Андрей Вавилов


Читaйте тaкже:

Энергоаудит школы, робот для очистки Днепра и ІТ-хакатон: как запорожские школьники воплощают экологические проекты

Пoлучaйте нoвoсти быстрее с пoмoщью нaшегo Telegram-кaнaлa: https://t.me/onenews_zp

Пoдписывaйтесь нa «Первый Зaпoрoжский» в Instagram!

0