USD: EUR:
... в Запорожье
Торговый центр, ликвидация МАФов и новая транспортная развязка: что ожидает Привокзальную площадь в Запорожье

Торговый центр, ликвидация МАФов и новая транспортная развязка: что ожидает Привокзальную площадь в Запорожье

Вокзал – это ворота города. Первое впечатление о любом городе у туристов и приезжих гостей складывается при выходе на перрон. В настоящий момент на центральном вокзале «Запорожье-1»  это впечатление поистине удручающее и тоскливое. «Первый Запорожский» узнавал, как может изменится Привокзальная площадь и что для этого необходимо предпринять.

Вокзал сегодня: больно и страшно

Несмотря на все старания общественников и подготовку многочисленных проектов, Привокзальная площадь и прилегающая к ней территория имеет статичный и загнивающий вид не один десяток лет.

Зрелище не из приятных: вместо привычной туристам просторной площадки с газоном, фонтаном, удобными лавочками, глазам открывается нечто несуразное. По левую сторону от вокзала красуется убогий бетонный недострой в три этажа, справа в ряд выстроилась вереница «убитых» вокзальных киосков. А прямо посередине площади на радость горожанам и приезжим расположилась огромная стоянка. Здесь же проносятся одна за другой маршрутки, во все горло кричат таксисты и стихийные торговки. Разглядывая весь этот хаос, к горлу подступает комок обиды и хочется поскорее исчезнуть из этого страшного места.

5abd0d35d096d_dsc_0493

«Я не верю, что здесь когда-нибудь что-то изменится»

Спустя годы ожидания и застоя городские власти решили, что пора бы уже как-то облагораживать эту часть города. К счастью, изменения в Генеральном плане уже были приняты и бездействовать уже не получится.

Для реализации этой благородной миссии чиновники через систему электронных торгов «Prozorro» заказали детальный план разработки Привокзальной площади. Подробнее о его реализации мы расскажем позже, а пока мы решили узнать какой видят эту территорию сами запорожцы.

Около вокзала мы опросили около трех десятков местных жителей и приезжих гостей и все сошлись на том, что в таком виде оставлять эту территорию категорически нельзя.

Примечательно, что большинство местных жителей с трудом комментировали внешний вид территории рядом с вокзалом.

– Я не верю, что здесь можно что-то изменить. Если бы хотели, то давно привели все в порядок. А так какое-то строительство у нас затевается: либо по инициативе каких-то отдельных бизнесменов, либо перед выборами, чтобы показать видимость работы, – рассказала жительница города Вероника Колесниченко.

5abd0d3832967_dsc_0521

В уличном опросе запорожцы заявили, что не хотят видеть прямо напротив вокзала огромную стоянку, хотя согласны с тем, что она нужна, просто необходимо грамотно подойти к планированию и сдвинуть ее, открыв место для небольшого сквера с лавочками, зеленью и зонами отдыха.

– Я помню, что раньше здесь был сквер и все выглядело как-то уютно. Хотелось бы больше зелени, а не только эти металлические будки повсюду, – отметила пенсионерка Вера Безрук.

В электронном опросе на сайте «Первый Запорожский» мы спросили у читателей, какой они хотят видеть Привокзальную площадь. В опросе приняли участие 812 человек. Из них 22% проголосовали за то, что их отпугивает внешний вид покинутого бетонного недостроя и необходимо заняться его преобразованием, еще 21% хотят видеть на этой территории больше зелени – деревьев, кустов, газонов, 18% проголосовали за демонтаж старых киосков и ликвидацию стихийного рынка с торговцами. Подробнее о том, как разделились голоса, смотрите здесь.

«Все будет, но не завтра»: что думают городские власти

Депутаты Запорожского городского совета и чиновники из департамента архитектуры и градостроительства рассчитывают, что сразу же после получения на руки детального плана, его рассмотрения и проведения общественных слушаний, можно будет приступить за работу над проектом по благоустройству.

cfef0a59bc7d420ce1f679ea436e417e– Привокзальная площадь – это транспортные ворота города, которые нужно развивать. Параллельно с детальными планами по выделению земельных участков для АТОшников, было предложено разработать такой же план на Привокзальной площади. Речь идет о рекомендациях по застройке и благоустройству. Мы выносили этот вопрос еще в прошлом году, но только сейчас удалось сделать шаг по конечному принятию этого документа, чтобы привести это в соответствие с градостроительными нормами, — рассказал депутат горсовета и глава постоянной комиссии по вопросам земельных отношений и коммунальной собственности Игорь Чумаченко.

Проект детального плана Привокзальной площади и прилегающей к ней территории в настоящий момент лежит на плечах запорожского архитектора Дмитрия Романова. Ранее он готовил проекты по реконструкции «Дубовой Рощи», Центрального пляжа, площади Маяковского, а также разрабатывал архетипы временных торговых сооружений (киосков) в Запорожье.

26231385_1760498170926814_3138917562167034217_nАрхитектор утверждает, что работа над этим планом одна из самых сложных, потому как необходимо учитывать интересы всех заинтересованных лиц: громады, частных инвесторов, государства, арендаторов. Проектантам необходимо брать во внимание инвестиционные намерения землепользователей и упорядочение прилегающей территории. Один из самых сложных вопросов – это создание единой концепции, где органично бы смотрелись объекты «Укрзализници», коммунальная территория города, объекты коммерсантов – магазины, МАФы, сельскохозяйственный рынок, месторасположение парковки и многое другое.

– Есть множество нюансов при работе над детальным планом: это не только благоустройство. Там есть проблемы с собственниками недостроев, нехватка площадей для парковки, сложная транспортная развязка и отсутствие в планах у «Укрзализници» проведения реконструкции. Вопросы собственности здесь ключевые, мы можем нарисовать фантастические объекты, но при этом есть реальные юрлица, интересы которых необходимо учитывать. Основная задача – упорядочить застройки, связать этот комплекс с городом, распределить потоки пешеходов и маршрутного транспорта. Сейчас у площади попросту нет ценности, она распалась. Необходимо менять внешний вид Привокзальной площади, проявлять настойчивость и волю, – рассказал архитектор Дмитрий Романов.

5abd0d367a5c1_dsc_0504

Согласно тендерной документации, победитель должен предоставить предложения по охране зон и условий использования территории, упорядочения Привокзальной площади в соответствии с градостроительными ограничениями, проработать возможность размещения и концепцию туристических информационных стендов, установку ее на фасадах.

1487592977_dsc03179_result– Мы поставили перед собой задачу привести эту территорию в порядок, потому как она сложная из-за транспортной развязки и большого количества собственников. Документ, который в состоянии решить эту проблему – это детальный план территории. Это глобальная документация, которая утверждается один раз. Если у кого-то появится желание проводить там застройку, то ничего не получится из-за строго ограниченного функционала. Мы приняли решение через детальный план упорядочить всю территорию, в том числе и прилегающих участков, например, здание «Укрпочты». Несомненно, «Укрпочта» – это очень важное государственное предприятие, но оно находится в таком месте, где ее функция может быть расширена. Транспортные ворота города – это ведь не просто положить брусчатку и установить парковку. Это должен быть строгий транспортный расчет с учетом пассажиропотока, – рассказал заместитель директора департамента архитектуры и градостроения Павел Назаренко.

Чиновники из департамента архитектуры уверяют, что на самом деле была огромная сложность найти проектанта, который бы взялся выполнять такого рода задание. Многие специалисты, как только открывали техническую документацию, тут же открещивались, поскольку это огромный объем работ и весьма запутанный клубок.

Например, если брать во внимание супермаркет «АТБ», который расположен через дорогу прямо напротив автовокзала, то, согласно подготовленному киевскими разработчиками Генеральному плану, через это «АТБ» на трамвайном кольце они вообще нарисовали дорогу. Все дело в том, что архитекторы ориентировались на старый план, где павильон, в котором сейчас располагается супермаркет, изначально предназначался для административного здания по обслуживанию транспортных предприятий. Почти десять лет назад ПАО «Запорожавтотранс» (экс-арендатор участка) переуступил право аренды фирме «Запорожье-Трейдбуд», конечными собственниками которой являются совладельцы торговой сети «АТБ». В нарушение закона целевое назначение участка – из админздания в торговый комплекс — «превращали» уже задним числом. В настоящий момент никто бы не позволил получить землю в аренду с куском трамвайных путей, поскольку это противоречит всевозможным нормам, но теперь проектантам приходится ломать голову и думать, как бы совместить трамвайные пути и торговую площадь.

5abd0d35749dc_dsc_0481

Известно, что архитектор должен до 27 апреля подготовить детальный проектный план указанной территории с учетом схемы организации транспорта и инженерных сооружений. Затем эти наработки изучат в департаменте архитектуры, созывают специальный градсовет, а позже вынесут проект на суд запорожцев путем проведения общественных слушаний. Параллельно с этим пройдет согласование со смежными землепользователями. И только после проведения всех этих манипуляций можно будет приступить к разработке проекта реконструкции самой площади и прилегающей к ней территории.

– Проектные материалы будут опубликованы на сайте городского совета. В течение 30 дней, а может даже и дольше, поскольку это очень сложное решение, будут проходить общественные слушания и жители смогут ознакомиться с этим планом. Мы не знаем точно в каком формате это будет. Наверное, лучше, чтобы это были презентации и обсуждения. Главное, чтобы была обратная связь и результат. По итогу мы примем общее решение и сможем заказать проект благоустройства, реконструкцию и прочее, – рассказал Павел Назаренко.

В мэрии надеются, что детальный план поможет привести в дальнейшем в божеский вид нынешнюю Привокзальную площадь: с ее устаревшими МАФами, огромной парковкой прямо посередине всей площади, стихийным рынком, незавершенными объектами строительства, тремя остановками общественного транспорта без каких-либо условий и прочим.

Что будет с МАФами и огромным недостроем

Пожалуй, один из самых важных вопросов, которым задаются запорожцы и городские власти, это «А что делать с вереницей неприглядных МАФов и бетонной глыбой в три этажа, которые не эстетично вписываются в общую картину бытия».

Судьбу МАФов в департаменте архитектуры и градостроительства уже давно решили: с 2019 года истекает срок паспортов-привязки на этой территории для ряда временных сооружений и городские чиновники уже уведомили предпринимателей о том, что продлевать их не будут и все киоски будут дружно убраны с вокзала.

5abd0d35cb7f5_dsc_0489

В планах у архитекторов не лишать запорожцев и гостей города блага купить растворимый кофе и сладкие батончики, но сделать это можно будет в более приглядных временных сооружениях. Кроме этого, количество новых МАФов планируют сократить в треть.

Что же касается незавершенного объекта строительства по левую сторону от вокзала, то тут все не так просто: несостоятельный инвестор на десять лет оставил в неприглядном состоянии обещанный торговый центр, который наглухо «заморозили».

Предприниматели, которые работают поблизости, уверяют, что строительные работы здесь не ведутся, но при этом частный инвестор успел пристроить втихую к своему зданию некие павильоны.

В департаменте архитектуры Запорожского горсовета о подобных беспорядках не слышали. Руководитель ведомства Павел Назаренко сообщает, что горисполком проводил переговоры с представителями фирмы «СВ-ДОМ» – дочернего предприятия фирмы «Стройиммосистем». Фирма вроде как пообещала снова возобновить строительство, но пока точные сроки и график работ неизвестны.

«Первый Запорожский» связался с директором фирмы «СВ-Дом» Денисом Стокозом, который сообщил нашим журналистам, что в течение долгого времени у фирмы были финансовые сложности и, в связи с кризисом, была временна приостановлена стройка, но с этого года есть надежда на возобновление работ.

– Мы в любом случае будем достраивать этот объект. Я уже три раза называл сроки, а они по экономическим причинам переносились. Сейчас я не хотел бы называть конкретные даты, чтобы это не выглядело пустыми обещаниями. Финансы есть, чтобы достроить его, но ситуация с экономикой в Запорожье сейчас такая, что при завершении этого объекта, по нашим расчетам, 50% его площади просто будет простаивать. Если честно, то в данном месте такое количество арендных площадей не будет пользоваться спросом. В наших планах возобновить строительство уже в этом году, – поделился Денис Стокоз.

5abd0d365f94d_dsc_0505

В наполеоновских планах предпринимателя, при благоприятных условиях, завершить объект за полтора года. Предполагается, что речь пойдет о многофункциональном центре с недорогой гостиницей на 30 мест на последнем этаже. Здесь смогут размещаться приезжие гости в номерах эконом-класса. На первом этаже будет работать продуктовый супермаркет и торговые площади, второй и третий этаж отойдет под офисы и коммерческие помещения.

— Местные власти в этом вопросе постоянно подталкивают нас к принятию положительного решения. Если все будет складываться хорошо, то нам понадобиться год-полтора, чтобы осуществить задуманное. У нас получены все документы, есть на руках технические условия, проект прошел экспертизу и осталось только завершить стройку, — обнадежил застройщик.

5abd0d367a5c1_dsc_0504

Пока красочные и радужные перспективы преображения территории центрального вокзала «Запорожье-1» только в мечтах. И, судя по всему, анонсированная реконструкция снова может затянуться на долгие-долгие годы, потому как удовлетворить «шкурные» интересы бизнесменов, транспортников, громады и властей будет весьма непросто.

Эльмира Шагабудтдинова

5

Георгий2018-04-22 10:52:12
По проекту будет уложена гранитная брусчатка, просят голосовать за цвет (месторождение) https://demetra-stone.ru/bruschatka-granitnaya/
Леонид2018-04-04 11:13:55
Много правильных слов. Недостроенное здание слева от вокзала или достроить или снести. МАФы безусловно не украшают привокзальную площадь и сквер это здорово, но и место для парковки легкового транспорта нужно. Проблема реконструкции привокзальной площади назрела давно а так пока мы только можем памятники сносить да улицы переименовывать
Татьяна2018-03-31 09:23:11
Как для прошлых "властей города" так и для нынешних наша привокзальная площадь - есть позор и результат их никчемной деятельности!!! Довести до ТАКОГО состояния как говорят "Начало города" - это полная бездарность всех "руководителей города"!!!! И с тем арендатором недостроя слева няньчаются 10 лет вместо того что бы аннулировать аренду и передать тому кто достроить в жесткие сроки!!! ПОЗОРИЩЕ МЭРУ и ДЕПУТАТАМ !!!!
Ольга2018-03-30 21:23:02
Как же этот беспредел надоел!!! Когда мы все поймем, что все эти депутаты работают на народ, а не народ на них. Когда в городе и в стране появится настоящий хозяин, который кроме как доить , еще и ухаживать будет за своей "коровой"?!
Павел2018-03-30 08:43:14
Вот и место как раз для кальцевского торгового центра. Снести недострой слева от вокзала и сделать. Почему бы и нет? Отличное место. А то пока что получается с 1991 года хи реет Запорожье. Тут ведь на площади были и зелёные насаждения, сделали парковку, АТБ. Вот те депутаты, которые сидят в горсовете получили за это деньги. А с общиной они не советовались. И беспеределили - продолжали предоставлять разрешения. И в итоге загандонили привокзальную площадь. Почему в Киеве такого нет? Потому, что там адекватнее депутаты. Они понимают, что вокзал - ворота города. Не понимают этого только уроды, которые сидят в горсовете.