USD: EUR:
... в Запорожье
Пока Европа ужесточает требования к дизельным автомобилям, одним из основных источников загрязнения воздуха в Украине являются выхлопные газы

Пока Европа ужесточает требования к дизельным автомобилям, одним из основных источников загрязнения воздуха в Украине являются выхлопные газы

Уровень загрязнения воздуха в столице превышает допустимые нормы. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха аналитики из центра CEDOS называют именно автомобили, ссылаясь на данные Госстата и Гидромедцентра.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха и влияние автомобилей

Количество выбросов веществ-загрязнителей в атмосферный воздух считает Государственная служба статистики. В 2015 она оценила годовой объем выбросов в одном только Киеве в 171 тонну. 78% из них сгенерировали автомобильные выхлопы, 11% — предприятия энергетики, 6% — другие виды транспорта и еще 5% — другие стационарные источники загрязнения. Автомобили производили также значительную часть выбросов крупнейших загрязнителей, в частности, 57% диоксида азота и 95% оксида углерода.

rect4155

Концентрации веществ в воздухе не являются постоянными. В течение 2016 года больше менялся уровень загрязнения формальдегидом и диоксидом азота. Такое увеличение концентраций связано со специфическими метеорологическими условиями: высоким атмосферным давлением, безветренностью и температурной инверсией (явление, при котором приземный слой воздуха является холодным, чем верхние слои). Загрязненный воздух не может подняться и рассеяться в верхних слоях атмосферы и загрязнители накапливаются в приземных слоях.

В 2017 году эксперты из Института общественного здоровья им. А.Н. Марзеева НАМН Украины проанализировали канцерогенный риск от воздействия 8 веществ: бенз(а)пирена, летучих N-нитрозаминов, формальдегида, кадмия, никеля, свинца, хрома (VI). Авторы объединили данные Гидрометцентра с результатам собственных наблюдений. По результатам исследования выяснилось, что общее значение канцерогенного риска колебались в пределах 1,5-1,9-3. В пересчете на популяционный риск это означает 1500-1900 дополнительных случаев рака на один миллион человек в течение средней продолжительности жизни. Темпы роста риска они оценили в 2-3 новых случая заболеваний ежегодно. Согласно классификации US EPA, такой риск является высоким. Это означает, что состояние атмосферного воздуха не может считаться безопасным для здоровья и требует неотложных мер. Это меры по ограничению пользования бензиновыми, дизельными и газовыми автомобилями для поездок по городу и переход на возобновляемые источники энергии.

Опыт европейских стран и партнерство ради сохранения чистого воздуха

В Европе, где экологией и охраной окружающей среды опекаются крайне серьезно, было решено постепенно избавляться от дизельных автомобилей.

В прогрессивной Германии и вовсе ввели запрет на неэкологичные автомобильные двигатели. Под запрет попали все транспортные средства, если их выхлопы не соответствуют нормам Евро-5. Например, в Гамбурге владельцы таких автомобилей не могут передвигаться по двум центральным улицам, а в Дюссельдорфе и Штутгаре запрещено эксплуатировать дизельный транспорт.

Правительство Дании также заявило, что будет постепенно отказываться от автомобилей с ДВС и гибридов. Правительство намерено с 2030 года запретить продажу автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями.

Франция, Великобритания, Норвегия, Израиль, Нидерданды, Китай и многие другие страны объявили конкретные планы по запрету автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В документах утверждается, что уже к 2030 году все автомобили должны быть без вредных выбросов. Политики некоторых стран также собираются снизить налоги и сборы на электромобили практически до нуля с тем, чтобы электрические автомобили стоили намного дешевле, чем в данный момент.

amsterdam-airport-tesla-taxi

Что намерены предпринимать в Украине?

Пока европейские страны разрабатывают стратегии отказа от дизельных авто и гибридов, транспортный рынок Украины наоборот наполняется относительно недорогими дизельными авто из Европы.

Так, по данным Университета Вюрцбурга-Швайнфурта, который оценил данные Федерального статистического управления Германии, самые высокие темпы роста по сравнению с 2016 годом были достигнуты Хорватией (+89,6%) и Украиной, где импорт немецких дизельных автомобилей даже увеличился на 136%.

08i

По сообщению Укравтопрома, количество поддержанных автомобилей по сравнению с 2017 годом увеличилось почти вдвое. В сентябре продажи новых легковых автомобилей в Украине упали на 14% — до 6,8 тысяч единиц. С начала 2018 года в Украину было ввезено более 150 тысяч транспортных средств личного пользования с иностранной регистрацией.

Экологический стандарт Евро-6 в Украине начнет действовать только с 2020 года. Согласно нормам Евро-6, выбросы углекислого газа новыми легковыми автомобилями должны составлять менее 130 граммов на километр пути. При этом никакого фактического запрета на использование автомобилей со стандартами евро 3 или 4 в Украине не применяется.

На сегодня в Украине каждому пятому зарегистрированному автомобилю уже «стукнуло» 30 лет, а каждому десятому – от 10 до 30 лет. Решить проблему утилизации отживших свое машин вроде бы призван Закон Украины «Об утилизации транспортных средств». Однако за 5 лет своего существования никаких конкретных результатов в этом направлении так и не было предпринято. Не так давно вышел приказ Минэкологии об исключении из Государственного реестра субъектов «ведения хозяйства, которые осуществляют прием и/или разборки транспортных средств, которые подлежат утилизации». Фактически он ликвидировал тот перечень компаний, которые должны были утилизировать старье.

Теперь единственной применяемой санкцией может стать поправки в законопроект №8487 по налогам на автомобиль. Налог рассчитывается по специальной формуле, где учитывается возраст машины, применение дизеля или бензина, объем двигателя и экологический коэффициент (соответствие экологическим стандартам). Если законопроект все же примут, то владельцам старых автомобилей придется отдавать немалые суммы за своих неэкологичных железных коней.

9ce5bbcf1a0139ef

0