USD: EUR:
... в Запорожье
«Финансовое положение ЗАЗа драматическое»: Васадзе готов продать контрольный пакет запорожского автозавода

«Финансовое положение ЗАЗа драматическое»: Васадзе готов продать контрольный пакет запорожского автозавода

Владелец УкрАвто Тариэл Васадзе готов продать контрольный пакет Запорожского автозавода (ЗАЗ) при одном условии — потенциальный инвестор должен профессионально занимается автомобильным бизнесом. Об этом в интервью LIGA.net расказал Тариэл Васадзе.

Он отметил, что интерес к ЗАЗу со стороны потенциальных инвесторов присутствует и периодически переговоры о продаже завода ведутся. Но сегодня таких предложений нет.

-Я бы с удовольствием это сделал, и даже уступил бы контрольный пакет, если бы понимал, что инвестор профессионально занимается этим бизнесом. Но беда в том, что в существующих условиях в эту отрасль никто не придет — лучше и дешевле завезти готовый продукт, — отметил Васадзе.

Глава УкрАвто рассказал, что интерес к совместному производству на ЗАЗе проявляли компании Daimler и Magna Steyr.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В частности, УкрАвто и Daimler договаривались о производстве на ЗАЗе модели Sprinter, однако договориться не получилось. «Mercedes, с которым мы находимся в добрых отношениях, снял с производства модель Sprinter. Новое поколение — это другой уровень комфорта и новая цена. Учитывая, что предыдущее поколение Sprinter популярно на многих мировых рынках и для поддержки эксплуатации такого огромного парка необходимы запасные части, мы хотели запустить такое сателлитное производство на ЗАЗе, — рассказывает Васадзе. — В январе прошлого года представители компании посетили наш завод, все понравилось. Но когда услышали об условиях для производителей в Украине, мне прямо сказали: «Господин Васадзе, зачем мы тратим время? Пока у вас в стране существуют такие условия, ни о каком производстве не может быть и речи».

Также по словам Васадзе, к ЗАЗУ присматривалась австрийская  Magna Steyr — производитель автомобилей и автомобильных комплектующих.

-На своих заводах выпускает Mercedes G-класс, BMW 5-й серии и другие модели. Хотели наладить производство у нас. Даже свой исследовательский институт готовы были перенести в Украину. Когда глубже познакомились с украинскими реалиями, сказали, что дешевле в Австрии развивать свое производство. И их можно понять. Там правительство компенсирует 60% инвестиции, кредиты дают почти даром. И дешевая рабочая сила в Украине не компенсирует их затрат. В таких технологичных производствах на зарплаты приходится максимум 5-6% себестоимости продукта, — отметил Васадзе.

О финансовом положении ЗАЗа Васадзе говорит с горечью.

— Финансовое положение ЗАЗа драматическое. С начала 2000-х в обновление производства направлялась вся прибыль и кредиты. В завод инвестировано $380 млн. Мы, как и другие крупные промпредприятия страны, брали долларовые кредиты — на дорогие гривневые просто не хватало средств, — подытожил Васадзе.

1467288116_avtozaz

В итоге ЗАЗ получил 1,3 млрд грн убытка только от переоценки оставшегося кредитного портфеля с 8 до 16 грн за доллар. То есть долг завода банкам за год вырос с 1,2 млрд грн до 2,5 млрд, притом что в 2014-м ЗАЗ погасил банкам $40 млн. Кроме этого, ЗАЗ пострадал еще и от огромного операционного курсового убытка, от обесценивания активов завода в результате падения их рыночной стоимости (как того требуют стандарты МСФО), и выплатил 164 млн грн процентов по кредитам.

В результате убыток ЗАЗа тогда составил 2,9 млрд грн. А вся выручка завода от продажи машин и запасных частей в тот первый год после Майдана была 1,4 млрд грн. При этом основные средства завода потеряли свою гривневую стоимость и после проведенного аудиторами теста на обесценение составили 765 млн грн.

В настоящий момент на предприятии остановили производство Lanos и все основные силы брошены на развитие и наращивание автобусного производства. В первую очередь речь идет о модернизации серийно выпускаемых автобусов А07 и А10. В  планах поставить на производство 10-метровый автобус, а затем и 12-метровый. Уже есть чертежи автобусов, двигатели Евро-5, есть и партнеры.

Также ЗАЗ ведет  сотрудничество с одним из мировых лидеров по производству тракторов — корейской компанией LS Mtron, входящей в группу LG. В ближайшее время планируется приступить к созданию совместного предприятия на базе ЗАЗа. Собирать тракторы будут в Запорожье с участием украинских поставщиков комплектующих.

s-linii-svarki-na-pokrasku-_47014_p0

11

Гость2018-02-08 13:06:33
Хороший был завод, а вот с хозяином ему не повезло...
Михаил2018-02-08 12:56:20
Правильная идея- всех чинуш и депутатов на славуты и ланосы , это же (по словам самого Васадзе ) автомобили европейского качества .
Дмитрий2018-02-08 09:52:01
Коммунар когда-то начинал с производства тракторов и сеялок - к этому и вернется
Павел2018-02-08 09:42:20
Да. Всё и раньше к этому шло... Складывается такое ощущение , что как будто ещё в 90-е Васадзе выиграл завод в карты находясь в бане и всё время не знал ( и особенно сейчас, когда постарел) что ему с этим делать...
Александр2018-02-08 08:24:59
Очень интересное интервью о состоянии дел на когда то флагмане Украинского Автопрома. Но то,что есть очевидным упорно ускользает от Собственника Тариэла Васадзе. Упоминая Илона Маска упустил тот факт,что только новаторство.внедрение изобретений, а не копирование чужих разработок дает реальный шанс развиваться .Проблема во взгляде "сверху" небожителя..Да есть объективные преграды развитию Бизнеса в Украине. но причина их кроется в костном мышлении как керманычей в Министерских креслах так и владельцев Бизнесов. Житие по старым схемам ясное дело не работает, а вот сообразить ,что внутренние инвестиции в революционные изыскания и изобретения есть ЕДИНСТВЕННЫЙ спасательный круг вместо погашения постоянно растущих убытков и надежд ,что все вернется как и ранее не получается упорно.Закупить выброшенные разработки ОPEL 80-х годов,копирование корейского LANOS с прямо скажу карявыми попытками доработок двигателя на Мелитопольском заводе с откатами чинушам -лобистам в Министерствах и впаривании за 6 тыс.дол. при себестоимости 1,5 тыс.дол. охренительный был бизнес.Новая эра электрокаров, авто на водородных и иных НЕ угреводных источниках уже на этапе далеко не пилотных разработок. Воистину говорят ,что закрывшие глаза от удовольствия практически не замечают реалий. Китайцы с привеликим удовольствием по возможности скупают все Новые изобретения и запускают на собственных мощностях.Такая же участь постигла в свое время и кулибина из Запорожья предложившего новаторский подход к электродвигателям фактически изобретая заново колесо-двигатель.Почему ушла разработка к Китайцам.Наверное потому,что Васадзе не готов искать "пророков" среди живущих рядом, создать отдел инноваций и поиском,поддержкой умов в Украине обеспечить как свой рост,так и подъем Украинского Автопрома в целом.Сидеть и ждать пока поступят заказы на военную технику вместо своих реальных изысканий и предложений это пустая трата времени и убытки. Первый Шаг очень трудный это совершить революцию в собственных мозгах и отойти от устаревших схем предыдущего опыта.
Александр2018-02-08 08:22:16
На одну беду в Украине стало меньше.
петр2018-02-08 08:18:46
До Васадзе завод развивался выпуск машин за смену 180-200 шт и на площадке не задерживались и потихоньку он развивался но надо было его угробить а чтобы это сделать надо было убрать Степана Ивановича и ему были поставлены такие условия что он с землей ушел с завода вот и результат и больше ему и не встать пока будут там такие хозяева да и в стране тоже
Сергей2018-02-08 07:36:19
Весь госапарат пересадить на ЗАЗы. Как в РАШКЕ. И заказов будет много, и брюхатые пусть мозгами пораскинут... ДА НЕКОМУ!!!
Сергей2018-02-08 07:32:31
НАКОНЕЦТООО!
Саныч2018-02-08 07:31:39
корейцы с полного нуля сделали заводы и запустили хорошие машины в продажу по всему МИРУ ... что мешало владельцу работать раньше ? одна лишь жадность халявщиков или другой интерес ? теперь , когда владелец своей ценовой политикой ,зарубил программу Украинского автомобиля - дайте денег на офшоры и счёт в Панаме ???
Андрей2018-02-08 07:30:13
Дебил Васадзе! А он умеет профессионально заниматься автомобильным бизнесом Придурок Васадзе - развалил завод, который сдерживал преференции, из-за чего украинцы не могут ездить на нормальных автомобилях. Олух Васадзе...